Доклад на научно-практической конференции по тема: Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы)


Общероссийское общественное движение творческих педагогов "Исследователь"
7 -я Московская областная научно-методическая конференция
"Педагог-исследователь"
Секция:
Исследовательская деятельность учащихся: методика и практика организации.
Предметное обучение в начальной школе
Доклад
Тема:
Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
(из опыта работы)
Выполнила:
Рыбкина Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МОУ ССОШ
п.Северный
Талдомский район
Московская область
г.Талдом, 2014г.

(Слайд 2)
Все начинается с детства... Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось — не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
(В.Берестов)

(Слайд 3)
Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. На мой взгляд, определение эффективности используемых в начальной школе образовательных технологий будет определятся тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
(Слайд 4)
С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно — исследовательская деятельность, т.к. она является способом формирования:
•регулятивных,
•познавательных,
•личностных,
•коммуникативных учебных умений.
Организация исследовательской работы позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:
•обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
•позволяет научиться применять полученные знания.
(Слайд 5)
Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги сталкиваемся с рядом проблем:
•низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
•неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
•разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто дети уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний.
Для решения этих задач как нельзя лучше подходит исследовательский метод, который позволяет организовать поисковую деятельность мальчишек и девчонок, обеспечить рост их коммуникабельности и развивает умения находить пути решения поставленных задач.
Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектно-исследовательского метода учителями начальной школы как на различных уроках, так и во внеурочное время, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене.
Однако внедрение учителем начальных классов данного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к исследовательской деятельности. Считаю, что готовность учащихся начальных классов к проектно-исследовательской деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений.
(Слайд 6)
В 1 классе ведётся подготовка. В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют формирование коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных исследовательских работ как наиболее распространённых. К таким умениям, по моему мнению, относятся умения:
•слушать, получать информацию;
•обмениваться информацией;
•управлять голосом;
•адресовывать свое высказывание, обращаясь к кому-либо;
•выражать свою точку зрения;
•договариваться, находить компромисс.
Данные умения стараюсь формировать у младших школьников с первых дней их обучения, когда дети совместно с педагогом в специально смоделированных учебных ситуациях «открывают» и доступно формулируют «Правила учебного общения»:
работы в парах («ученик — ученик», «ученик — учитель»);
в малых и средних группах от трех до шести человек («ученик — группа учеников», «учитель — группа учащихся»).
Следует отметить, что выполнение любого учебного и внеучебного исследования младшими школьниками крайне затруднительно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений мы выделяем следующие:
•представлять конечный продукт;
(Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);
•анализировать имеющиеся возможности для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? )
•составлять план своей работы и следовать ему;
•искать необходимую информацию в различных источниках.
(Слайд 7)
Такие умения формируются в результате систематически проводимых занятиях. Приведу пример:
1задание «Посмотрите на мир чужими глазами»
Учитель: Представьте, что вы гуляете с друзьями во дворе. Как вы отнесетесь к появлению первого снега? Затем представьте, что вы —летчик, отправляющийся в полет, либо ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу.
Вывод: Развивая предложенные сюжеты, можно формировать у детей разные точки зрения на одни и те же явления.
Прекрасной формой приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии в природу, тематические прогулки, которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время. Здесь основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов. Приведу пример:
1. Экскурсия в лес по теме: "Осенние изменения в природе" 1класс.
•Интересно, все ли деревья сбросили листву? Мы еще сможем увидеть цветущие растения, насекомых, лягушек?
•Значит, если я правильно вас поняла, многие считают, что еще не все деревья сбросили листву, что еще можно увидеть цветущие растения, насекомых, лягушек. Но как же нам все это проверить?
•В чем же заключается задача наших наблюдений?
2. Игра «Следопыт» («Зоркий глаз», «С какой ветки эти детки?»).
Учащимся (группам) предлагается по одному листу или плоду (орешек липы, крылатку ясеня, клёна и т.п.) деревьев или кустарников, встречающихся в месте проведения экскурсии. Эти растения и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят объект и называют его. После этого выясняется, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных ему. Для этого обращается внимание на форму кроны деревьев; толщину и расположение ветвей; цвет, размер, форму, характер поверхности и краёв листьев, их расположение на ветке; форму, размер, поверхность, цвет плодов.
3. Игра «Загадочная картинка».
Учитель описывает картинку, а учащиеся с помощью наблюдения окружающих объектов узнают, какие из них описаны учителем. Например:
•Тинькает, чирикает и каркает. Кто это? (синица, воробей, ворона).
•Одни голые стоят, вторые угощения птицам приготовили, третьи еще золотыми монетами украшены (липа, рябина, берёза более поздней осенью).
3. Загадки с ошибками.
Так, описывая предмет, намеренно допускаю ошибки.
4. Экспресс-исследования
Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом теме. Например, направляясь на прогулку после учебного дня, учащиеся получают индивидуальные или групповые задания для эмпирических исследований:
•какие птицы живут в окрестностях школы;
•какие растут деревья;
•какие насекомые встречаются на пришкольном участке;
•выявить основные признаки зимы и др..
5. Задания на сравнение, классификацию и обобщение. Пример:
1. Игра «Кто больше?» (кто найдет больше отличий).
(Слайд 8)
Второй этап – 2 класс ориентирован на :
приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
поддержание самостоятельности школьников.
(Слайд 9)
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:
в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;
во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.
С первых занятий знакомлю детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности. И еще с ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения..
(Слайд 10)
В качестве примера приведу исследование по предмету «Окружающий мир»:
1. Тема:"Живая и неживая природа".
Цель данной работы заключалась в том, чтобы экспериментально доказать свойства объектов живой природы (рождение, развитие, питание, дыхание, размножение и гибель) на примере горошины и свойств неживых объектов природы на примере камушка.
Данную работу мы будем представлять на общешкольном конкурсе исследовательских работ учащихся в конце ноября этого года.
(Слайд 11)
Третий этап соответствует 3 и 4 классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
(Слайд 12)
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
(Слайд 13)
Приведу примеры:
1. Коллективная исследовательская работа 3 класса по теме: "Кашу есть - здоровым быть!"
Цель исследования: определить важность и полезность каши в рационе питания учащихся начальных классов.
Гипотеза: мы предположили, что польза зерновой каши – в богатом содержании в ней витаминов и минералов, необходимых растущему детскому организму.
(Слайд 14)
Мы пришли к выводу, что действительно все исследуемые каши богаты витаминами и минералами, необходимые полноценному росту и развитию школьников. Самыми полезными кашами являются – гречневая, овсяная и пшённая.
(Слайд 15)
Данная работа заняла 2 место в Третьей открытой региональной научно-практической конференции "Исследователь 21 века" в 2012 году.
(Слайд 16)
А также 1 место в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса "Таланты России" в 2014 году.
(Слайд 17)
2.Исследовательский проект учащегося 4 класса по теме: "Как сохранить жизнь срезанным цветам?"
Цель исследования: Определить, какие факторы влияют на продолжительность жизни срезанных роз.
Гипотеза: продолжительность жизни срезанных роз зависит от соблюдения правил по уходу за цветами и добавления в воду эффективных добавок.
(Слайд 18)
Мы установили, что долговечность и свежесть роз обеспечивают добавки, дезинфицирующие воду. Лучшим оказался активированный уголь.
(Слайд 19)
Данная работа заняла 1 место в Четвёртой открытой региональной научно-практической конференции "Исследователь 21 века" в 2014 году.
(Слайд 20)
А также 1 место в рамках 9-го международного дистанционного конкурса "Таланты России" в 2014 году.
(Слайд 21)
Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности главным образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на освоение программного материала, так и на более глубокое его изучение.
(Слайд 22)
Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Я заметила, что работа над исследовательскими проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга и переносят это своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность.
(Слайд 23)
Также мы выполняем и долгосрочные проекты.
Приведу пример:
Исследовательский проект учащегося 4 класса "Письмо в Вечную Память..."
Цель работы : узнать о погибшем прадедушке и написать ему "Письмо в вечную Память".
(Слайд 24)
Была проведена большая работа:
•Во-первых, мы исследовали и оформили альбом "Боевой путь 158 стрелковой дивизии";
(Слайд 25)
•Ваня с бабушкой и родителями посетил Братскую могилу в с.Холмец Оленинского района.
(Слайд 26)
С ребятами из школьного музея "Боевой славы" этого села вёл переписку и обменивался материалами.
(Слайд 27)
В ходе исследования мы:
1. обнаружили ошибку в "Книге Памяти Кимрского района" о прадедушке учащегося, где он до сих пор числится пропавшим без вести.
2. Мы связались с начальником Военного комиссариата по г.Кимры Базаровым Михаилом Сергеевичем.
3. Он письменно уведомил нас о том, что изменения будут внесены до конца 2016 года
(Слайд 28)
На занятиях внеурочной деятельности я второй год реализую программу кружка "Юный исследователь", рассчитанный на 2 часа в неделю. Девизом к реализации проектно-исследовательской деятельности нашего кружка служаь слова немецкого философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
(Слайд 29)
Я нахожусь в начале пути реализации данного метода в своей педагогической деятельности. Считаю, что впереди еще много кропотливой работы по усовершенствованию форм и методов организации исследовательской деятельности учащихся. Их применение целиком зависит от творчества и желания учителя. Значит, выбор за нами, дорогие коллеги!
Доклад окончен.
Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА
1. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
3. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
4. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.
5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
6. Семенова Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: -Томск: Изд-во ТГПУ.-2004. – С. 275-278.