Презентация по биологии на тему Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности


Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будет овладение методом научного познания, в основе которого находятся исследовательские технологии. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве школы тесно взаимосвязана со всеми ее элементами. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средствам развития интеллектуального потенциала общества. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся. Курс по выбору «Экологиче- ский патруль» Для формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время , мною была поставлена цель : разработать систему методов и приемов исследовательской деятельности. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, формируют такие творческие качества личности, как самостоятельность, системность мышления, независимость суждений, гибкость, критичность, что необходимо специалисту в любой области, даже если он не стал научным работником. Вовлечение ситуаций исследования дает наибольший эффект в классах , где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету . Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Определены следующие задачи по её реализации : 1. Изучить литературу и практический опыт по данной теме. 2. Периодически проводить диагностику уровня формирования специальных умений и навыков исследовательской деятельности. 3. Разработать комплекс взаимосвязанных исследовательских заданий по некоторым разделам школьного курса. 4. Разработать курсы по выбору, как наиболее эффективный способ внеурочной деятельности учащихся, направленный на развитие их творческих способностей. Четыре этапа организации учебно-исследовательской деятельности учащихся:1 этап. Теоретико-экспериментальные исследования на уроке -получение первичных представлений о материальности мира.2 этап. Ситуация частично-поискового исследования -предложение ученику разрешить простейшую проблему. 3 этап. Ситуация поисковой деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием, когда ни учитель ,ни ученик не могут предугадать результата исследования.4 этап. На этой ступени учащийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий. Подготови-тельный этап УИД Работа с учебной литерату-рой Наблюде-ние Сравнение Решение исследовательских задач Описание биологи-ческого объекта Метод экспери-мента Изучение живых объектов Простейшим звеном исследовательской деятельности является урок-конференция. На этом этапе учащиеся получают первые навыки в работе с научно-популярной литературой, учатся отбирать материал, соответствующий содержанию поставленной цели, анализировать литературные источники. С этой целью я использую новые педагогические технологии. Разработаны некоторые темы по методике критического мышления, парацентрической методике. Исследования-соревнования На уроках также эффективны. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Учащимся предлагается учебный текст. Это может быть раздел учебника: «Теория происхождения жизни на Земле», «Происхождение видов» и др. При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, они стараются выбрать тот текст, который является  главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся  рационально использовать научную литературу. Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в моей работе стали проблемные мини-эксперименты - это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Эксперимент дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого. Самостоятельно добывая в эксперименте знания, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости. Развиваю-щий этап УИД «Клас-теры» «Мозго-вой штурм» Прием«Инсерт» Модель-ный метод ПОПС-формула метод Проблемный метод Организация учебно-исследовательской деятельности 1.Выбор темы . 2.ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.3.ВЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.4.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ.5.ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗЫ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА).6.ВЫБОР МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ).7.ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.8.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.9.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Модель учебно- исследовательских умений школьников Завершающий этап «Развитие умений и навыков УИД :Памятки для проведения исследовательской деятельности: «Учись наблюдать»Осмысли цель наблюдения: для чего проводится наблюдение?Уточни предмет наблюдения: что ты будешь наблюдать?Наблюдение осуществляй по заранее разработанному плану.Выбери способ наблюдения. Наблюдать можно визуально или при помощи приборов.Наблюдение необходимо проводить несколько раз.Проводи фиксацию наблюдаемых явлений.Описание наблюдаемых процессов может быть выражено в словесной форме, представлено аналитически или графически. « «Учись ставить эксперимент»Что я хочу узнать во время проведения эксперимента?Что я уже знаю об этом явлении?Что я предлагаю сделать?Какие приборы и материалы мне нужны?Каков план моих действий?Как я буду действовать, и что я при этом получу?Моё объяснение результата.Анализ результата.Мои выводы. Проведение учебного экспериментаСюда относятся все лабораторные и практические  работы по биологии, начиная с 5-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу,  ученик получает субъективно новые знания.При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.     Цель: развитие у учащихся познавательной самостоятельности, активной мыслительной деятельности, логического мышления Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого» (7 класс) Формулировка вопроса Для ответа на данный вопрос выполни следующие действия 1. Какой покров (плотный или мягкий) имеет насекомое? Каково его значение? 1. Осторожно дотронься до тела жука пальцем. 2. Из скольких отделов состоит тело насекомого?- Отличаются ли по форме и размерам отделы тела насекомого? 2. Найди у жука голову, грудь и брюшко. Внимательно рассмотри их и ответь на вопросы. 3. Сколько усиков, глаз, ротовых частей имеет жук?- Какую роль  могут играть эти органы в жизни насекомого? 3.Рассмотри голову насекомого, найди перечисленные органы.Подумай и ответь на вопросы. 4. Сколько члеников образуют грудь насекомого?- Какие органы расположены на грудном отделе насекомого? Каково их число?- Какие функции могут выполнять органы расположенные на груди? 4. Переверни жука нижней стороной вверх. Сосчитай число члеников груди. Рассмотри органы, расположенные на грудном отделе, определи их число. Ответь на вопросы. Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс.Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако органично сочетается и с групповым подходом в обучении. Основные требования:-в исследовательском проекте должна быть решена какая-либо проблема;-в процессе работы проводится исследование, используются исследовательские методы;-исследование выполняется самостоятельно учащимися;-учитель не вмешивается в работу, он выступает в роли консультанта;-содержательная часть проекта структурирована;-результаты выполненных исследований должны быть оформлены;-необходимо указать роль каждого на различных этапах;- необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты. Проект «Неизвестное о черепахах» Результаты Смысловое содержание Познавательная мотивация Повышенный интерес к биологии, личная значимость для учащихся («пригодится в жизни»), стимул получить хорошую оценку, получить хорошие результаты проделанной работы. Гуманистический смысл Развитие творческого потенциала. Проектные умения Проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные, презентационные и рефлексивные умения. Активность Участие в олимпиадах, районных научных конференциях. Результаты применения метода исследовательских проектов. Проект «Вода – это жизнь» Инструктивная карточка к практической работе «Исследование воды из водоёма» Ваша задача- приготов(указана в з Задания:1. Приготовьте микропрепарат(Предварительно в тетрадях начертите таблицу)2. Настройте микроскоп. Поместите микропрепарат на предметное стекло.3. Рассмотрите простейших животных. Зарисуйте их.4. Результаты исследований занесите в таблицу.5. Сравните свои наблюдения с наблюдениями других учащихся. Сделайте вывод.6. Обобщите результаты исследования по плану, занесите их в общую таблицу. 7. Презентация . Творческие задания на развитие критического мышления:Укажи, допущены ли ошибки в биологическом тексте: Найти биологические ошибки в том или ином тексте – типичный пример творческого задания, предполагающего работу со справочной литературой. Можно прочесть школьникам какой-нибудь занимательный рассказ и вместе найти допущенные автором биологические неточности, а потом предложить самим написать рассказ, который можно использовать в такой работе. Рассказ должен содержать описание природы места действия, интересную биологическую информацию, определенное количество неточностей, которые предстоит выявить читателям, ну и, конечно, иметь увлекательный сюжет. Можно усложнить задание, оговорив, что и достоверные факты, и ошибки должны быть объединены какой-то конкретной темой. Например, рассказы «Экскурсия на природу» или «Эликсир бессмертия». текст Экскурсия на природу На синем летнем небе плыли легкие облака. Тропинка, извиваясь между соснами, вела на холм. Золотистыми колоннами поднимались стволы сосен. Парные хвоинки сосен выделяют летучие вещества, убивающие микробов, – фитонциды, поэтому воздух в бору очень чистый. В высокой кроне мелькнула серой шубкой белка, а вот и большой пестрый дятел принялся своим долотообразным клювом долбить шишку. Тропинка совершила поворот и побежала вниз, туда, где начинается смешанный лес, переходящий в заболоченный ельник. На некоторых стволах берез видны безобразные наросты в виде копыта – это плодовые тела гриба-трутовика. Впрочем, из трутовиков вырезают очень красивые шкатулки, а еще их плодовые тела измельчают и заваривают как чай, и этот настой помогает при некоторых злокачественных опухолях. На смену березам пришли ели и пихты со множеством свешивающихся вниз шишек на ветках. Ноги стали утопать во мху. Появился кустарничек багульник. С него во время цветения пчелы собирают чудесный мед. Лес стал редеть, и на опушке закраснели крупные цветы шиповника. Шиповник – родственник культурной розы. Тычинки роз превращаются в лепестки, поэтому цветки роз могут иметь лепестков больше пяти. Ботаники назвали это свойство махровостью. К осени на ветвях шиповника появится множество плодов. Их околоплодник очень богат витаминами А, С и D.А вот и луг, усыпанный ромашками. Их цветки с желтой серединкой окружены белыми лепестками. На самом деле это не один цветок, а соцветие корзинка, состоящее из множества крохотных серединных цветков и крупных краевых. Среди ромашек попадается зверобой. Это лекарственное растение. Нельзя ли распространить его как культурное растение на другие материки, например в Северную Америку? Как много ярких желтых лютиков! Значит, отменным будет сено. Ответы и комментарии Хвоинки сосны обыкновенной действительно парные. А, например, у сосны сибирской или сибирского кедра в каждом пучке собрано 5 хвоинок.Шерсть белки бывает серой в зимнее время, а летом белка рыжеватая.Дятлы долбят шишки в зимнее время. Летом эти птицы питаются в основном насекомыми, да и семена в шишках еще не созрели.Шкатулки вырезают не из трутовиков, а из капа. Кап – не гриб, а естественный нарост на стволе березы, в котором годичные кольца образуют причудливый узор, поэтому и поделки из капа отличаются характерной текстурой древесины, так ценимой мастерами.Заваривают и используют в лекарственных целях чагу – бесформенные черные наросты, образующиеся на березах под воздействием гриба трутовика косотрубчатого, а не копытообразные плодовые тела более обычных трутовиков.У ели шишки свисают вниз, а у пихты торчат вверх, как свечки.Пчелы иногда используют багульник как медонос, но такой мед ядовит, так как вызывает сильную головную боль и общее недомогание. Кроме того, пчелы собирают с цветков нектар и пыльцу, а не мед.Множественные лепестки культурных роз действительно происходят из тычинок.«Плоды» шиповника практически не содержат витамина D.«Цветы» ромашки, растения из семейства сложноцветных, действительно представляют собой соцветия.В Северной Америке зверобой засоряет пастбища и считается злостным сорняком.Лютики ядовиты и уж никак не улучшают качество сена.     При решении экспериментальных задач учащиеся последовательно овладевают следующими этапами исследования: постановка проблемы - построение гипотезы - проектирование опыта -  составление плана эксперимента - осуществление эксперимента - оформление результатов эксперимента - формулирование ответа. Домашний эксперимент- как вид самостоятельной исследовательской работы. Такими опытами могут быть: - Вегетативное размножение комнатных растений- Изучение снежного покрова около дома- Выращивание лекарственных растений- Определение уровня запыленности квартиры и т.д.С результатами домашнего исследования ученики выступают на уроке. В ходе обучения учащихся У ИД достигнуты следующие результаты: 1. Повысился познавательный интерес учащихся к предмету.2.Увеличилось количество детей, участвующих в школьных олимпиадах. 3. Учащимися было выбрано и защищено 20 проектов; презентации используются на уроках и классных часах.4. Разработана тема для исследовательской деятельности учащихся «Влияние человека на природу»; материалы используются на уроках биологии.5. Создана система работы по развитию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время (разработаны программы курсов по выбору «Мир животных», «Экологический патруль» (2015г.) . Классы 5А 5Б 5В 6А 6Б 8А 8Б 9А 9Б 10 11 Качественная успеваемость,% 91 89 89 91 76 76 84 92 96 89 96 Абсолютная успеваемость,% 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Показатели абсолютной и качественной успеваемости (%) по биологии за период с 2014 по 2015 уч.год. Результативность образовательного процесса во внеурочной деятельности (2014-2015) Мероприятие Ранг мероприятия Год прохождения Количество участников Статус Областной конкурс (Смол.Поозёрье) «Почва. Почвенные обитатели» областной март 2015 1 Сертификат участника Конференция по экологии (станция юнатов) районный апрель 2015 1 3 место Слёт_юных экологов (станция юнатов) районный май 2015 2 5место ,участник Школьная научно-практическая конференция «Старт в науку» школьный май 2015 2 1победитель, 1участник Муниципальная научно-практическая конференция районный ноябрь 2015 1 грамота участника Таким образом, видим, что целенаправленная и систематическая работа по формированию исследовательских умений учащихся способствует: - усилению мотивации учебной деятельности;- изменению качества учебного процесса в связи с использованием технологий;- учебно-исследовательской деятельности (содружества);- повышению интереса учащихся к биологии;- развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний;- интеллектуальному росту обучающихся Спасибо за внимание!