Доклад на августовском педсовете -секция организаторов внеклассной работы Здравствуйте, дорогие друзья


Здравствуйте дорогие друзья!
Хотя тема у меня была другая, но страшно захотелось поговорить именно по этой книге. Я недавно ее перечитывала и подумала: «Были же на свете Учителя, Учителя с большой буквы!!!»
Ну почему мы , учителя, так мало читаем? Почему нам так лень заглянуть в прошлое педагогики, взять самое лучшее из того, что действительно оправдывало себя? Почему изобретаем и изобретаем велосипеды, которые иногда и не едут, и не везут.
Есть же шикарные машины, на которые надо лишь сесть, завести и ехать. Очень доступные, недорогие. Надо только уметь ими управлять. Павлышская школа, полуразрушенная после войны, куда попросился бывший заведующий рай ОНО В.А. Сухомлинский, была рядовой школой. Всего через несколько лет она стала школой педагогического мастерства.
Каким путем было достигнута эта высота, про это написано у В.А.Сухомлинского в его многочисленных книгах.
Я хочу рассказать об воспитании – воспитании по Сухомлинскому. Перечитать его книгу « О воспитании». Конечно, прочитать всю книгу мы сегодня всю не сможем, но очень хочется, чтобы вы ее перечитали сами и порекомендовали своим коллегам. Особенно, молодым учителям.
Каждая мысль в ней – это путеводная нить к правильному и качественному воспитанию.
Не хочу добавлять ни одного своего слова. Думаю, они будут лишними ,и лучше В.А. Сухомлинского все равно не скажу
. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие и нравственное совершенство – цель воспитания сегодня и всегда. Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления , и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает.
Воспитывать на уроках, и только на уроках, невозможно… урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и ,несмотря на отсутствие запретов и наказаний, не станет списывать.
Надо дать ребенку чувство гордости, достоинства, разбудить в нем совесть, чуткость к слову учителя. А для этого надо привести ребенка в комнату сказок, в музыкальную комнату, в библиотеку, в мастерскую, на опытную делянку. И главное, надо дать ребенку прекрасных воспитателей.( таких учителей Сухомлинский воспитал, вырастил из обычных сам ).
Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство.
Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены только уроками , жизнь его станет невыносимой.
Чем лучше становиться жить, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляются в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию.
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая , яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того , как прошло детство, кто вел ребенка за руки в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш.
Детство - каждодневное открытие мира,. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем сравнимая красота Отечества.
Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, в единстве их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появиться зло.
И если в школе есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках. Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем. Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом .Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей в нас увидит подросток. Мы должны быть для них примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек.
В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда в поле, у станка. Эти таланты раскроются только тогда , когда каждый подросток встретит в воспитателе ту « живую воду» без которой задатки засыхают и хиреют.
Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине- действенным служением Родине.
Надо понимать движение детского сердца. Нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога. До последней минуты борется врач за жизнь человека, никогда не даст он почувствовать больному, что его состояние плохое, даже безнадежное. Это азбучная истина врачебной этики.
Мы, учителя, должны развивать , углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании. Для многих учителей неуспевающий , отстающий ученик – это тайна за семью печатям.
Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира слова о чуткости остаются пустым звуком. Без знания души ребенка нет педагогической культуры.
Учитель, обладающий высокой эмоциональной культурой сразу видит , что у ребенка не все в порядке. Это видно прежде всего по глазам . Учитель – гуманист никогда не забывает, что он сам был ребенком. Надо войти в положение ребенка, разделить с ним его горе, помочь ему. Нередко бывает, что самая желанная и дорогая для ребенка помощь – это сочувствие, сострадание, сердечное участие.
Равнодушие же, безразличие убивает в ребенке веру в добро и справедливость. Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю.
Быть человеком-значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла .Доброту души учителя воспитанники чувствуют в глубокой правдивости и искренности. Подлинная доброта - это правдивость. Она далеко не всегда бывает приятной.
Часто правда бывает горькой, тревожной, в ней – огорчение и обида. Но самая горькая правда утверждает в душе ребенка стремление быть хорошим, потому что доброта – а правдивость это и есть подлинная доброта- по самой своей природе никогда не унижает человеческого достоинства.
Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства-это камень на котором оттачивается тонкость чувств… Но чтобы воспитать в формирующемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.
Все показное воспитывает в человеке лицемерие.
Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего , искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.
Главное, что определяет эффективность слова учителя,- его честность. Ученики очень тонко чувствуют правдивость слова учителя, чутко откликаются на правдивое слово. Еще тоньше чувствуют дети неправдивое, лицемерное слово.
Подростки уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».
Но я - за то, чтобы, воспитывая в человеке умение, управлять своими желаниями, возвышать человека, а не унижать его, как это делают учителя, наказывая учеников. Какой бы резкой бы ни была оценка поведения ученика, опытный воспитатель никогда не допускает уничтожающей оценки. Если же воспитатель вместо тонкого, умного порицания «практикует» ругань, оскорбляет достоинство школьника - это вызывает ожесточенность, отчаяние, злобу и замкнутость, отношение к воспитателю как к враждебной силе.
Говорить о В. А. Сухомлинском я могу часами, но время отведенное закончилось . Поэтому, давайте приступим к обсуждению, поделимся собственным опытом. Подумаем, как нам улучшить воспитательную работу на новый учебный год.
Наша задача воспитывать не только детей, но и их воспитателей, для того, чтобы ученикам в школе было комфортно, чтобы шли они за знаниями с радостью, учились хорошо и воспитание приносило радость и нам , и ученикам.