Статья на тему Формы организации совместной деятельности родителей и детей в ДОО

«Формы организации совместной деятельности родителей и детей в ДОО»

Переход к личностно ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства семьи и детского сада. ФГОС предусматривает взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка и вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс. Однако в современном мире институт семьи переживает кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, уменьшении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание и образование детей отрицательно влияют на полноценное становление личности ребенка, негативно сказываются на его развитии.
Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей, по-разному влияющие на их развитие. Для успешного овладения детьми соответствующими возрасту знаниями и умениями необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи. Для этого современным родителям нужна квалифицированная помощь педагогов-профессионалов.
ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
В полной мере все вышесказанное относится и к музыкальному воспитанию дошкольников. Именно семья является единственным социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Даже обучение в музыкальной школе при всей кажущейся индивидуализации не может обеспечить этого, т. к. после занятий со специалистом ребенку необходимо музицировать дома под контролем родителей.
Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж наполняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, пестушки и т. д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников более всего подходит понятие «взаимодействие», предполагающее совместную деятельность педагогов и родителей по музыкальному развитию ребенка. Что же нужно для организации такой деятельности?
Прежде всего, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же важно устранение противоречий между родителями и педагогами детского сада, понимание ими друг друга.
Сближение позиций педагогов ДОО и родителей должно быть основано на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Однако зачастую родители хотят, чтобы их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике, а музыкальные руководители ДОО стремятся научить всех детей слушать и понимать музыку, развить музыкальные способности каждого, выявить одаренных для дальнейшего развития их таланта в будущем.
Для устранения возникающих противоречий можно использовать следующие формы работы семьей:
Познавательные формы организации общения педагогов с родителями, которые призваны выполнять превалирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей и влиять на изменение их педагогических установок и взглядов (дискуссии, консультации, беседы и др.)
Наглядно-информационные формы взаимодействия. С одной стороны они ориентированы на сбор, обработку и использование данных о семьях воспитанников, общекультурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний; с другой – на ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания дошкольников.
Досуговыеформы организации общения способствуют установлению доброжелательных отношений между родителями и педагогами.
Одной из самых доступных форм взаимодействия родителей, музыкального руководителя и педагогов ДОО является праздник. Общеизвестно, что именно праздник – одно из самых любимых мероприятий родителей. Поэтому имеются предпосылки для их участия во всем цикле этой работы (от разработки сценария до после-праздничного чаепития).
Праздник – это самая привлекательная форма решения воспитательно-образовательных задач при взаимодействии родителей с педагогами детского сада. По сравнению с образованием ребенка, по мнению родителей, праздник является менее обязывающей процедурой, которая позволяет каждому человеку проявить в процессе этой работы свою компетентность.Также многие родители считают, что утренник предполагает свободную импровизацию, которая ни к чему не обязывает участников, и он близок к праздникам в рамках семейных традиций.
На празднике присутствует публичность выступления, и если успехи ребенка по развитию речи, сознания, интеллекта незаметны окружающим, то участие в празднике позволяет сразу же получить оценку результата своих достижений.
Родителям и педагогам очень важно понять, что участие родителей в мероприятиях ДОО стимулирует ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком (обсуждение предстоящих мероприятий и этапов их подготовки).
По мнению Галигузовой Людмилы Николаевны, которая является кандидатом психологических наук и ведущим научным сотрудником лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО, 72% детей от 3 до 7 лет – это застенчивые, тревожные дети. Любое публичное выступление, с одной стороны, их травмирует (вплоть до заикания), с другой, - положительно влияет на формирование умения преодолевать сценическое волнение и регулировать собственное состояние. Если при этом на празднике родитель выступает в качестве партнера, то все проблемы снимаются. Ребенок, перенимая опыт взрослых (родителей, педагогов), учится созданию и проведению публичного мероприятия. Такие навыки необходимы любому современному человеку.
Готовы ли родители и педагоги к сотрудничеству?
Просматривая высказывания родителей на форумах в интернете, можно отметить тенденцию: родители готовы к сотрудничеству с педагогами детского сада в части создания сценария и организации праздников, как в детском саду, так и дома. Однако мы не всегда используем таланты родителей в написании сценария, подготовке и проведении праздника. В первую очередь это связано с тем, что большинство педагогов не хотят допускать родителей к процессу создания праздника, но с удовольствием бы приняли их помощь в подготовке декораций, костюмов и атрибутов. Также у музыкальных руководителей и начинающих воспитателей отсутствуют навыки практического взаимодействия с родителями, т. к. они профессионально подготовлены только к взаимодействию с детьми. Помимо этого, педагоги боятся, что в результате практического сотрудничества родители, порой не имеющие компетенции в данном вопросе, предложат такой сценарий, который не впишется в традиционные рамки проведения праздников в детском саду и придется отступить от выработанного направления в отборе музыкального материала, его предъявлении и оформлении.
Однако совместная работа с родителями необходима.
Началом такого сотрудничества, как правило, бывает посильное участие родителей в праздничных утренниках, эстафетах, массовых танцах в роли персонажей или сопереживающих.
Г.В. Кузнецова, научный сотрудник отдела дошкольного образования ФГУ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]предлагает привлекать родителей к участию в праздниках следующим образом. Совместно с воспитателями они создали так называемый «Веселый чемоданчик», в котором находятся различные предметы, используемые родителями на праздниках: конфетти, маски, фонарики, различные ободки на голову, предметы шумового оркестра и т.п. эти атрибуты используют родители, желающие принимать участие в развлечении в составе «группы поддержки». Например, во время утренника Водяной приглашает детей в свое царство, предлагает им закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Глазки ты свои закрой, а откроешь под водой!». В это время родители надевают шляпы, ободки и превращаются в морских обитателей – медуз, маленьких и больших рыбок, морских звезд, в руках появляются волнистые водоросли. Во время осеннего праздника родители могут изображать огород, надев на голову ободки с изображением разных овощей.
В своей работе совместно с воспитателями мы проводим праздники, в которых родители являются не просто зрителями, но активными участниками мероприятия. Начинаем в младшей группе. Например, прошедшей весной мы провели мероприятие, которое назвали «Весна пришла и гулять нас позвала». Здесь мы использовали несложные песни-игры из репертуара М. Картушиной, Г. Вихаревой, А. Чугайкиной, которые не требуют длительного разучивания и очень нравятся детям и родителям.
В средней группе мы проводим праздник «Веселое путешествие» приуроченный к празднованию Дня Матери. Здесь дети вместе с мамами танцевали, рассказывали стихи, делали разные поделки (украшали сердечки на память об этом празднике).
На празднике «8 марта» в средней группе мамы участвовали в конкурсе на звание «Лучший кулинар», читали стихи сами и вместе со своими детьми. В конце утренника были подведены итоги конкурса, победители получили ценные призы, дети поздравили мам и вручили им подготовленные подарки. Затем в группе было совместное чаепитие. И дети, и взрослые получили огромное удовольствие.
В старшей группе мы проводим совместный праздник «Посиделки на Покров». Родители дома изготовили поделки для ярмарки, а уже во время праздника вместе с детьми играли в русские народные игры, рассказывали потешки и угощались праздничным караваем.
В подготовительной группе мы проводили музыкально-литературную гостиную, посвященную творчеству П.И. Чайковского, где дети и родители слушали музыку великого композитора, звучавшую в сопровождении стихов и иллюстраций.
В подготовительной группе дети порадовали родителей инсценировкой русской народной сказки «Репка», а мамы, в свою очередь, показали сказку «Теремок». На празднике 23 февраля активное участие в конкурсах и эстафетах принимали папы, чем очень порадовали своих детей.
В результате проводимой работы родители начинают проявлять больше интереса и внимания к образовательной деятельности ДОО, к музыкальному воспитанию своих детей, что положительно влияет на полноценное становление личности ребенка и формирование у него духовно-нравственных качеств.

Список использованной литературы:
Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Маейр А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
Кочукова И.А. «Работа музыкального руководителя в семейном клубе ДОУ». – Журнал «Справочник музыкального руководителя» №8, 2013г.
Кузнецова Г.В. «В копилку педагогам: наш «веселый чемоданчик». – Журнал «Справочник музыкального руководителя» №0, 2012г.
Кузнецова Г.В. «Социальное партнерство семьи и ДОУ - основа реализации задач образовательной области «Музыка». - Журнал «Справочник музыкального руководителя» №6, 2013г.
Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 80 с.
Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие/Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.:ТЦ Сфера,2013. – 128 с.