Формирование российской гражданской идентичности средствами модуля ОРКСЭ «Основы исламской культуры»

Формирование российской гражданской идентичности средствами модуля ОРКСЭ «Основы исламской культуры»
В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие таких качеств, как толерантность, коммуникативность, компетентность. Оно направлено на усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие личности во всех сферах жизнедеятельности.
В 2010 году Федеральный государственный образовательный стандарт среди личностных результатов освоения начального общего образования на первое место поставил воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Постановка задачи формирования этнической идентичности как ключевой задачи образования стала ответом на вызовы времени. В единстве с гражданской и общечеловеческой идентичностью она обусловлена необходимостью учета традиций национального воспитания, изменением контингента обучающихся в сторону поликультурного состава и ростом межэтнических семей.
Идентичность – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам.
Социальная идентичность личности – соотнесение индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои (гендер, семья, этнос, религия и т.п.). Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне. Именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивида в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, которая обеспечивает защиту, возможность самореализации, оценку другими и влияние на группу.
Этническая идентичность – это психологическая категория, которая выражает представление субъекта о своей принадлежности к определенной этнической группе наряду с эмоциональным и ценностным значением этого. Только позитивная этническая идентичность обеспечивает установление толерантных взаимоотношений между представителями разных этнических групп. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, значимость). В 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, родного языка. В младшем подростковом возрасте (10-11лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Гражданская идентичность подразумевает самоотождествление с общностью в масштабах страны.
В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс “Основы религиозных культур и светской этики”.  В начальной школе очень важно не просто дать комплекс знаний по разным предметам, а сформировать этические нормы, принятые в обществе, поэтому курс ОРКСЭ поможет в формировании личности ребёнка, объяснении ему норм поведения. В модуле ОРКСЭ «Основы исламской культуры» наша Родина Россия рассматривается как часть мирового сообщества, планеты; а каждый человек, живущий на планете, как представитель своей семьи, народа, всего человечества. Ученики от образа мира в представлении древних людей мирового дерева «проходят путь» до собственного родословного древа, определяя, таким образом, свое место, место каждого человека в системе мироустройства.
Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебном материале не только через высокие идеи, но и через традиции, быт людей, поскольку он и является реальной жизнью представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать эту культуру.
Важное место отводится воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, в частности, через примеры единения представителей всех конфессий, всех наций и народностей России во имя высших ценностей (например, героизм советского народа во время Великой Отечественной войны).
На занятиях обучающиеся готовят сообщения, рефераты, презентации, выполняют творческие и исследовательские проекты, участвуют в научно-практических конференциях школьников.
Обучающаяся Ваисова Альмира награждена Дипломом лауреата за исследовательскую работу «Казахский национальный орнамент и смысловое значение его элементов», представленной на XLVI-й Межрегиональной научно-практической конференции школьников в научном направлении «История и краеведение». Она также стала участницей XLVII-й Межрегиональной научно-практической конференции школьников в категории А с работой «Мусульманские детские обряды» (Свидетельство участника). Творческие работы обучающихся представлены на слайде.
Каждый из компонентов деятельности педагога по формированию российской идентичности младших школьников включает следующие направления:
«Моя семья», целью которого является развитие у детей интереса к истории своей родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства гордости за своих предков;
«Мой край», целью которого является изучение истории  народа, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций; 
«Моя Родина – Россия» - изучение истории, культуры, быта, традиций  Отечества, формирование у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. 
Работа по формированию российской идентичности младших школьников через урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы
Чувства гражданственности и патриотизма, общей истории и судьбы, исторической связи юных граждан России с прошлыми и будущими поколениями, рожденные в детском сознании на школьных уроках и во внеурочное время, с годами прорастут в осознанные убеждения, принципы и ценности нового поколения российских граждан и станут необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего многонационального российского общества.

15