Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Дюймовочка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Ростки тепла и добротыМы сеем на планетеПо жизни рядом мы идемИ взрослые, и дети!Наш детский сад детский сад «Дюймовочка» расположен в городе Бугульма по улице Г.Тукая 72а, телефон: (885594) 6-03-98.В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного физического и психологического пребывания детей, их воспитания и развития. Обучение и воспитание детей ведется на русском и татарских языках. Располагает хорошо оснащенным музыкально-спортивным залом, кабинетом для обучения детей татарскому языку. Для оказания медицинской помощи в детском саду работают медицинский, процедурный кабинеты, изолятор. В помощь педагогам оборудован и оснащен методический кабинет. На территории имеется спортивная площадка , огород и множество цветочных клумб. Для каждой группы есть отдельный участок, на котором размещены игровые постройки. Образовательная деятельность в МБДОУ осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разработанной коллективом самостоятельно.Педагогический коллектив состоит из 16 педагоговПрограммы, реализуемые в МБДОУОсновная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 6 «Дюймовочка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан на переходный период разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)Основная образовательная программа МБДОУ № 6 «Дюймовочка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.   Условия творческой самореализации талантливых детейКвалифицированные кадры, творческий поиск педагогов, сотрудничество с семьями воспитанников, с партнерами, спонсорами, интегрирование деятельности всех участников образовательного процесса. Дополнительные бесплатные образовательные услуги, оказываемые МБДОУ  детям через кружки: Волшебные ладошки», «Сказки-добрые друзья» «Волшебная кисточка», «Звучащее слово», «Вместе весело шагать», «Здоровейка». Оснащённость образовательного процесса Группы  дошкольного возраста оборудованы и оснащены с учётом возрастных особенностей детей, требований СанПиН 2.4.1.3049-13, комплектами методических пособий, развивающими играми в соответствии с возрастом детей. Организация питанияВ детском саду для детей организуется 5-разовое питание. Ежедневное меню в Учреждении составляет старшая медицинская сестра, придерживаясь 10-ти дневному примерному меню, утвержденный Управления образованием и Роспотребнадзор. Сегодня важен новый взгляд на взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных реалий современной жизни и на основе новых положений законодательства в образовании. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) являются непосредственными участниками образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Один из основных принципов, закреплённых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является сотрудничество образовательных организаций с семьёй. ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, среди которых обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Педагоги должны оказывать им помощь: в воспитании детей; охране и укреплении их физического и психического здоровья; развитии индивидуальных способностей; необходимой коррекции нарушений их развития. При этом необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей; ориентироваться на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.Поэтому сотрудничество с семьёй является приоритетным направлением в работе нашей дошкольной организации. Прежде всего, стремимся обеспечить условия для реализации требований ФГОС ДО, а именно:- информировать родителей относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о реализуемой Программе;- обеспечить открытость дошкольного образования;- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;- поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Считаем, что отношения педагогов дошкольной организации с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основной целью диалога детского сада и семьи является создание единого пространства «семья-детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса: детям, родителям, воспитателям – будет уютно, интересно, безопасно, полезно и благополучно. РодительВоспитатель Сотрудничество с родителями строим на следующих принципах: единство детского сада и семьи по воспитанию детей; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду; установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики; взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь, родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе; изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания; использование разнообразных форм работы детского сада с семьёй в их взаимосвязи; индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создают большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьёй и детским садом; систематическая, плановая связь детского сада с родителями в течение всего года с учётом задач и содержания образовательной работы с детьми; привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольной организации, к работе с семьями; приобщение родителей к педагогическому процессу; пребывание родителей в детском саду в удобное для них время; расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательной организации; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей. Тщательно проанализировав предшествующий опыт, мы выделили наиболее положительные стороны и определили новые пути взаимодействия с семьёй. Распределили свою работу по следующим направлениям: консультативно-рекомендательная работа, просветительская работа, практические занятия с родителями, совместная работа родителей и детей, индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком, проектная деятельность. Используем в работе традиционные формы работы, зарекомендовавшие себя как эффективные, так и инновационные, позволяющие учитывать потребности и особенности семей воспитанников: родительские собрания, родительские конференции, беседы, консультации, досуговые мероприятия (вечера отдыха, спортивные развлечения, посиделки, спектакли), газета, дни открытых дверей, посещение семьи, семинары-практикумы, папки-передвижки, памятки, смотры-конкурсы, организация творческих выставок, праздники и развлечения, игровые межсемейные конкурсы, родительский клуб, семья – гость группы, фотовыставки, тематические недели, мастер-классы и др. Родительский клуб «Мы – вместе!» Цель клуба – создание условий для повышения педагогической компетенции родителей и объединения реализации идей педагогов и родителей, способствующих повышению эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса. Было разработано положение о родительском клубе, в котором определены цель, задачи, основные направления, организация и содержание деятельности, учтены права и обязанности сторон. Работа клуба основывается на добровольности, компетентности, соблюдении педагогической этики. Родительский клуб мы рассматриваем как сообщество детей, педагогов и родителей, объединёнными общими взглядами на роль семьи в воспитании и развитии детей, общностью интересов и потребностей в совместной деятельности, как место для коллективной деятельности педагогов и семей, приходящих в клуб, где дети и взрослые получают возможность развиваться и самореализоваться, продуктивно проводить свободное время. Основные направления деятельности клуба.Установление партнёрских отношений с семьями воспитанников для объединения усилий педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей.Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, его возможностям и потребностям.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения.Создание у родителей активной позиции в процессах гармоничного развития детей. Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка их в уверенности собственных педагогических возможностях. Обучение родителей конкретным приёмам образовательной работы с детьми.Разработка и апробация различных структурных и содержательных вариантов взаимодействия с семьёй. Планирование и содержательное наполнение встреч клуба определяется программами, методическими материалами и строится с учётом возраста детей, потребностей родителей. Тематическая неделя «7 + Я = Семья»Задачи для родителей:создать условия для благоприятного взаимодействия и установить доверительные и партнёрские отношения;вовлечь семьи в единое образовательное пространство;активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.Задачи для детей:воспитывать любовь и уважение к се6мье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;рассказать о русских и татарских национальных семейных традициях, реликвиях, распределении семейных обязанностей;развивать познавательные способности, активно включать в творческо-поисковую деятельность;расширять кругозор и обогащать словарный запас, развивать связную речь;укреплять детско-родительские отношения. В плане были определены такие направления, как «Бабушка рядышком с дедушкой», «»Мама – солнышко моё», «Папа – наша защита и опора», «Кто я?», «7+Я=Семья». Семинар-практикумЭто форма конструктивного взаимодействия педагогов и семьи, является качественно новым уровнем профессионального взаимодействия, осознаваемого как ценность и совместная педагогическая деятельность по воспитанию детей, в которой все субъекты проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество. Семинар-практикум – это вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Данная форма предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной темы. В ходе семинара практикума происходит непосредственный обмен опытом. Выбирая темы семинаров-практикумов, мы проводим опрос (анкетирование) среди родителей с целью выяснить, что им интересно, чему хотят научиться. Подбираем пособия, игры, методическую литературу по теме; оформляем наглядные материалы и изготавливаем пособия; разрабатываем практические рекомендации, памятки родителям в виде буклетов.Организованы семинары по следующим темам: «Наши пальчики играют – говорить нам помогают», «Гимнастика и массаж с дошкольниками», «Готовим ребёнка к школе», «Развиваем интеллект детей», «Развиваем творчество и фантазию у дошкольников». Досуговые формы организации общения родителей и педагоговДосуговые формы призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и их детьми. Использование досуговой формы способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, сотрудничества. Важнейшим способом реализации сотрудничества с родителями является вовлечение их в мероприятие как активных участников. Родители могут проявить смекалку, фантазию в различных конкурсах, участвовать в проведении самого мероприятия как соведущие, петь, играть на музыкальных инструментах, рассказывать интересные истории из своей жизни, о своей профессии и многое другое. Проведены такие мероприятия, как семейный огонёк «Мамы разные важны, мамы очень нам нужны», «Масленица», «Посиделки», «Карга боткасы», «Сабантуй», «Праздник правильной речи», «Порадуем друг друга», «В мире театра» и др. Проектная деятельность «Мама, папа, сад и я – наша дружная семья!» - в задачи проекта входили развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности; обогащение знаний детей о генеалогическом древе; укрепление семейных традиций; воспитание культуры поведения в семье, отношений между разными поколениями. «Мир увлечений моей семьи» - создание «Семейной книги», отражающей связь поколений, ценности, традиции, запоминающиеся события, планы на будущее. Создание семейной книги позволяем наладить и укрепить связь со старшим поколением, подталкивает к исследованию своей родословной, что позволяет ребёнку почувствовать свою сопричастность к делам семьи, ощутить себя её членом. Детско-родительский проект «Шагнём навстречу лету» направлен на активизацию познавательного интереса к объектам социального мира (умению видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности). “Безопасная дорога домой” – проект, направленный на создание условий для усвоения и закрепления правил дорожного движения детьми и их родителями, знаний о группах дорожных знаков; воспитывающий культуру поведения на улице, в общественном транспорте. Родительские собрания Это традиционная, но необходимая форма работы с семьёй. Мы пересмотрели подходы к их организации и проведению. Цель их – согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс-опросы, продумываются тренинги для родителей, минутки релаксации, практические задания, деловые игры, снимаются сюжеты с детьми в разных видах деятельности, делаются аудиозаписи, приглашаются гости (учителя, врачи, сотрудники ГИБДД, юристы). На групповых собраниях мы стараемся не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их к совместной деятельности. Так, на собрании «Физическое развитие детей младшего возраста» родители были участниками развлечения «Петушиная семейка»; на собрании «Учим татарский язык» в средней группе – наблюдали игровые приёмы работы с детьми; в подготовительной к школе группе на собрании «Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников» был проведён мастер класс совместно родителей и детей по рисованию цветной солью «Рукотворный сад». Частые гости в стенах детского сада сотрудники ГИБДД. Они выступают на родительских собраниях, знакомят родителей с правилами безопасного поведения детей на улицах и дорогах, призывают родителей самим соблюдать правила пешеходов, быть положительным примером для своих детей. С большим интересом прошло родительское собрание в старшей группе “Безопасная дорога домой“. Силами родителей и детей был подготовлен мини-спектакль по ПДД «Как козлята учили правила движения». От сотрудника ГИБДД родители получили памятки, а дети – светоотражающие стикеры. Акции, конкурсыОни позволяют приблизить родителей к жизни группы, детского сада, города, страны; дают возможность родителям не просто больше времени уделять своему ребёнку, но и непроизвольно воспитывать в малыше нравственные качества личности: заботу о более слабых, не защищённых, нуждающихся в помощи; развивать трудолюбие, усидчивость и т.д. Стали традиционными акции «Помоги пернатым друзьям», «День добрых дел», “Зимние фантазии”, конкурсы «Дары природы», «Умелые руки не знают скуки», «Семейные традиции», «Расскажи сказку» и др. Проведённые нами мероприятия расширили границы общения взрослых и детей, укрепили связь между поколениями. В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. Родители стали активными участниками всех дел в группах, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнёров. Организованные формы работы убедительно показали, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность взаимодействия. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Можно констатировать следующие успехи в работе:создание положительной эмоциональной среды общения между родителями и педагогами;активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей;повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей;обогащение опыта семейного воспитания;установление преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями;повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьёй.