Рабочая программа учебного элективного курса Комплексный анализ текста для 8 класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бродовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учителей гуманитарного цикла
Протокол №1
От 27.08. 2015 года Утверждено педагогическим советом школы
Протокол № 2
от 31.08.2015 года «Утверждаю»
_____________
А.А. Косинков
Приказ № 60
От 31. 08. 2015 года
«Программа рекомендована
к использованию»
Протокол заседания НМС
№ ____
От______________2015 год
Председатель НМС
____________Хабарова С.Б
Рабочая программа
учебного элективного курса
«Комплексный анализ текста»
для 8 класса
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Бутко Галина Владимировна


с. Бродовое 2015 год
I. Пояснительная записка
Количество недельных часов – 0,5 час
Количество часов в год - 17 часов
1.Общая характеристика элективного курса
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» (образовательная
область - филология) предназначена для предпрофильной подготовки в 9 классе. Она
основывается на тех же принципах, что и обязательная программа по русскому языку.
Элективный курс направлен на повышение уровня языково го (речевого) развития
учащихся. Поэтому в курсе усилено внимание к сведениям, относящимся к
построению связного целого, включены вопросы, предполагающие рассмотрение
материала, способствующего расширению и углублению знаний учащихся, а также
вопросы, связанные с формированием у учащихся определённых умений в области
развития речи.
Все вопросы курса имеют практическую направленность. И хотя некоторые
вопросы курса в какой-то мере совпадают с вопросами обязательной программы,
включение их в программу курса оправдано (например, собирание и
систематизирование материала, редактирование написанного). Программа элективного
курса поможет учащимся успешно подготовиться к обязательному экзамену по русскому
языку за курс основной школы, одним из вопросов которого является
«Комплексный анализ текста».
2. Преподавание элективного курса в 8-м классе направлено на достижение следующих целей:
углубленное изучение русского языка, что способствует развитию связной монологической речи, более легкому усвоению материала по другим дисциплинам;
реализация принципов дифференциации и индивидуализации обучения, ориентированных на создание  условий для образования старшеклассников в соответствии с их потребностями, интересами и намерениями в отношении продолжения образования и способствующих личностному и жизненному самоопределению учащихся;
умение делать комплексный анализ текстов разных стилей и типов, освещение важнейших аспектов теории и практики комплексного анализа текста.
Задачи курса:
Продолжить формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Научить учащихся производить разноаспектную характеристику текста (частичный анализ, полный анализ).
Продолжить наблюдение над текстовыми характеристиками, сочетая эти наблюдения с языковым разбором – синтаксическим, лексическим, морфологическим и т. д.
Научить учащихся самим добывать информацию.
Создать учебную среду для развития самопознания и самовыражения личности.
Развивать способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности, формировать навыки самообразования.
3. Данная программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61 (ред. от 03.04.2014 г.) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от «08» июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики от 30.08.2013 года № 840 О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании.
Устав школы;
Образовательная программа на 2015-2019 учебный год;
Программа развития на 2015-2019 учебный год.
4. Актуальность темы состоит в том, что компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка
Элективный курс для 8 класса «Комплексный анализ текста» даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности.
Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов.
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее.
Курс рекомендован для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В школьной практике всё чаще используется комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим.
Знание лексических, морфологических и синтаксических средств языка ещё недостаточно для того, чтобы найти то нужное, подчас единственное слово, помогающее достичь желаемой силы в выражении своих чувств и мыслей, дающее возможность воздействовать своим словом на окружающих.
Необходимо научить детей пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка и с их помощью создавать зримые образы, картины, пейзажи, научиться строить текст – художественный, публицистический, научный, деловой, т.е. овладеть даром слов.
Этот элективный курс поможет учащимся овладеть комплексным анализом текста. Система специальных заданий позволит глубже понять художественно-языковую форму изучаемых литературных произведений и проникнуть в богатейшее их идейно-художественное содержание, в творческую лабораторию писателя. Наряду с заданиями, помогающими глубже воспринять содержание, понять особенности языка и стиля того или иного художественного произведения, предлагается система устных и письменных работ, которые способствуют овладению различными видами высказываний на литературные, общественно-политические, философские, нравственно-этические темы. Эти задания помогут освоить приемы работы с текстами разных типов, жанров и стилей, производить комплексный анализ текста.
5. Место элективного курса «Комплексный анализ текста» в базисном учебном
плане
Учебный план школы предусматривает на изучение курса 17 часов из расчета 0,5 часов в
неделю.
6. Общие умения, навыки и способы деятельности
Преобладающими становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского, текста. Возникает необходимость взаиморедактирования и взаиморецензирования. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, выбор эпиграфа, вариантов зачина текста, отбор цитат. Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся будут носить комплексный характер, т.е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно -выразительные средства, пунктуацию и её роль в данном тексте и т.д. Во всех темах программы предусмотрен материал, который позволит учащимся, во-первых, лучше осознать ранее изученное, во-вторых, углубить их представление об изученном, в-третьих, расширить знания о тексте и его особенностях. Всё это поможет развить интерес школьников к русскому языку как учебному предмету.
7. Формы организации образовательного процесса
Основной формой обучения является урок.
Выбор форм зависит от уровня подготовленности учащихся, от объема изучаемого
материала, его новизны, трудности.
Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные,
групповые, фронтальные.
8. Технологии обучения
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей
обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное
добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками
заданного предметного материала.
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии: использование различных наглядных средств,
средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями
САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки,
динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз,
массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм
работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся;
чередование поз в соответствии с видом работы.
Технология уровневой дифференциации.
Технология обучения как учебного исследования. Технология обучения в сотрудничестве. Проектная технология.
9. Формы и методы контроля:
Формой оценки достижения результатов освоения программы является аттестация.
Итоговая аттестация проводится на основании соответствующих
нормативных правовых документов.
Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся
содержания учебного предмета, по окончании их изучения по итогам четверти, полугодия,
учебного года.
Текущая аттестация проводится учителем как контроль качества усвоения
содержания компонентов какой-либо части (темы) в процессе еѐ изучения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося, служат виды разбора, устные
сообщения учащегося, письменные работы.
 II. Содержание учебного курса
Содержание программы
Текст как речевое произведение (1 час)
Признаки текста.
Индуктивное и дедуктивное построение текста.
Способы связи предложений в тексте

Тема и основная мысль текста (1 час)
Тема и микротемы.
Главная мысль и ключевые слова
Стили текста (1 час)
Основные признаки и жанры публицистического и художественного стилей речи
Типы речи (2 часа)
Типы речи как основные способы отражения действительности:
в статике - описание;
в динамике – повествование;
в причинно- следственных связях — рассуждение

Формулировка проблемы исходного текста (2 часа)
Комментарий одной из проблем текста

Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции (2 часа)
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции (1 час)
Точность и выразительность речи.
Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Лексические нормы русского литературного языка (2 часа)
Трудные случаи орфографии (1 час)
Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка (2 часа)
Итоговая зачетная работа (2 часа)
Комплексный анализ текста
Учебно-тематический план курса
№ п/п Наименование темы Количество часов
Текст как речевое произведение
1
Тема и основная мысль текста
1
Стили текста
1
Типы речи
2
Формулировка проблемы исходного текста
2
Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции
2
Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции 1
Лексические нормы русского литературного языка
2
Трудные случаи орфографии
1
Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка 2
Итоговая зачетная работа
2
17
Календарно-тематическое планирование
№п/п Содержание занятия Кол-во часов Вид занятия
Виды деятельности
учащихся Дата
По плану По факту
Текст как речевое произведение (1 час)
1 Признаки текста. Индуктивное и дедуктивное построение текста. Способы связи предложений в тексте. 1 Практическая и исследовательская деятельность Деление текста на абзацы.
Средства связи между предложениями, между абзацами. Тема и основная мысль текста (1 час)
2 Тема и микротемы. Главная мысль и ключевые слова. 1 Лекция с элементами практической деятельности. Анализ текстов. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. 18.01.16 Стили текста (1 час)
3 Основные признаки и жанры публицистического и художественного стилей речи. 1 Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Типы речи (2 часа)
4 Типы речи как основные способы отражения действительности: в статике - описание; в динамике – повествование; в причинно- следственных связях - рассуждение. 1 Лекция с элементами практической деятельности. Слушание лекции учителя, ее запись. Анализ текстов. 5 Типы речи как основные способы отражения действительности 1 Практикум Анализ текстов. Формулировка проблемы исходного текста (2 часа)
6
Формулировка проблемы исходного текста. Комментарий одной из проблем текста. 1 Практикум Анализ текстов: определение и формулирование основной проблемы текста, комментарий проблем. 7 Комментарий одной из проблем текста.
1 Практикум Анализ текстов: определение и формулирование основной проблемы текста, комментарий проблем. Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции (2 часа)
8 Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции. 1 Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Анализ текстов: выявление авторской позиции в тексте.
9 Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Практикум Анализ текстов: выявление авторской позиции в тексте. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции (1 час)
10 Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. 1 Лекция с элементами практической деятельности. Подбор лексических и синтаксических средств, раскрывающих позицию автора. Лексические нормы русского литературного языка (2 часа)
11 Точность и выразительность речи. Функциональная характеристика языковых средств выразительности. 1 Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Употребление основных языковых средств выразительности в текстах разных стилей. Анализ текстов. 12 Лексические нормы русского литературного языка.
1 Лекция с элементами практической деятельности. Работа со словарями синонимов, антонимов, паронимов, орфоэпическим словарем. Определение роли частей речи в тексте. Трудные случаи орфографии (1 час)
13
Трудные случаи орфографии.
1 Практикум Повторение основных орфографических правил. Исправление искаженного текста. Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка
(2 часа)
14
Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка. 2 Лекция с элементами практической деятельности. Выбор падежа и предлога. Согласование сказуемого с подлежащим. 15 Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка. Практикум Моделирование простых и сложных предложений. Конструирование предложений с обособленными членами. Использование инверсии в текстах разных стилей. Итоговая зачетная работа (2 часа)
16
Итоговая зачетная работа. 1 Практикум. Создание своего текста. 17 Комплексный анализ текста. 1 Практикум. Работа над текстом Требования к уровню подготовки учащихся
 По окончании курса учащиеся должны:
знать/понимать
- общие сведения о тексте, его отличительных особенностях;
- типы и стили речи;
- средства художественной выразительности.
уметь
- понимать текст;
- находить ключевые слова текста;
- работать с текстами-миниатюрами;
- самостоятельно формулировать тему текста;
- составлять план, подбирать эпиграф, отбирать цитаты;
- анализировать стихотворный текст;
- владеть приёмами редактирования текста;
- производить лексический разбор слова;
- анализировать лексические и грамматические средства связи между предложениями в
тексте;
- анализировать текст с точки зрения стилевых особенностей и использования
изобразительно-выразительных средств.
Учебно - методическое обеспечение
1. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и
литературе. Программы. Содержание работы по классам. 9-11классы. М, 1998.
2. Рыбченкова Л.М. и Склярова В.Л. Сборник текстов для проведения письменного
экзамена по русском) языку за курс основной школы. 9 класс.
3. Тихонов А.Н., Тихонов Е.Н.. Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому
языку. М., 1995.
4. Новиков Л.А. Искусство слова. М. 1991.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
6. Солганик Г.Я. Стилистика текста. M. 1997.
7. Долбаев JI.П. Смысловая структура текста и проблемы его понимания. М. 1992.
8. Баранова М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
М. 1991.
9. Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. М. 2001.
10. Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского
литературного языка. М.. 1994.
11. Изотов А.И, и др. Лексическая и синтаксическая синонимика, М.. 1994.
12. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М.; 1995.
13. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
14. Одинцов В.В. Стилистика текста. М, 1990.
15. Лосева Л.М. Как строится текст. М.. 1980.
16. Одинцов В.В.. Кожин А.И. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.
17. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике. М., 1983.
18. Аристова Т.С, Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка. М.7
1995.
19. Голуб И.К., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.. 1995
20. ЭОР:
Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.edu.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание об изменах и фамилиях
http://www.philolog.ru/dahl/
Имена.org - популярно об именах и фамилиях
http://www.imena.org
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения
РАО
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения
http://slova.ndo.ru
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
(МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org
Мир слова русского
http://www.rusword.org
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система
http://www.ruscorpora.ru
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook/
Основные правила грамматики русского языка
http://www.stihi-rus.ru/pravila.html
Риторика, русский язык и литература речи, лингвокультурология: электронные
лингвокультурологические курсы
http://gramota.ru/book/ritorika/
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал
«Русское слово»
http://www.ropryal.ru
Рукописные памятники Древней Руси
http://www.lrc-lib.ru
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
http://rusgram.narod.ru
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
Русское письмо: происхождение письменности; рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
Свиток – История письменности на руси
http://www.ivki.ru/svitok/
Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык
http://vedi.aesc.msu.ru
Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой
http://slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка
http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому
http://likbez.spb.ru
Центр развития русского языка
http://www.ruscenter.ru
Филологический портал Philology.ru
http://www.philology.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru