Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей



Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пыховская ООШ»
Новохоперского района Воронежской области
«Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей»

Подготовила учитель
начальных классов
Черкасова Наталья Ивановна
Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей
В последние годы в психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о том, можно ли отнести одаренных детей и подростков к трудным. Основанием для подобной постановки вопроса является утверждение, что одаренные люди обладают сложным характером и трудны в общении. Однако любой учитель с большим стажем знает: есть очень сложные ученики, работать с ними не только трудно, но и приятно. Поэтому нельзя признать правильным утверждение, что способности обязательно порождаются отклоняющимся поведением. Однако немало случаев, когда одаренные дети и подростки встречаются с затруднениями в общении и сами становятся трудными для других.
Одаренные дети часто сталкиваются с недоброжелательством и даже преследованиями со стороны одноклассников. Решение конфликта во многом зависит от учителя. Если он высоко ценит личную инициативу и творчество учащегося, говорит о наличии и необходимости развития способностей каждого, то это заметно активизирует класс и изменяет к лучшему положению одаренного учащегося.
Нередко одаренный ребенок попадает в категорию трудных из-за неправильного к нему отношения учителей. Одним педагогам способный ученик бывает неприятен из-за его активности, и они квалифицируют как беспардонность, зазнайство, нахальство, недисциплинированность. Другие учителя видят в стремлении одаренных учеников высказать собственное мнение, появление неуважения к авторитету и знанием педагога желание показать его некомпетентность. Наконец, недостаточно подготовленные учащиеся считают способного ученика глупым или странным, при случае с удовольствием критикуя его за «завиральные» идеи.
М. Карне формирует требования к учителю, работающему с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; знать психологию одаренных детей; иметь опыт работы в школе, высокий уровень интеллекта, широкий круг интересов и увлечений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма), творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость, пройти специальную подготовку по работе с такими детьми.Ю. О. Яблоновская выделяет следующие черты профессионала, который может работать с одарёнными детьми: высокий уровень интеллектуального развития; чуткость; чувство собственного достоинства; способность переносить большие моральные затраты; хорошая саморегуляция; умение поддержать, защищать, оказать помощь; коммуникативность; хорошие организаторские способности; умение строить педагогическую деятельность на основе результатов психодиагностики личности ребёнка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности; умение адаптировать свою деятельность к личности каждого ребёнка; умение разрабатывать и внедрять авторские программы»; умение создавать ситуацию успеха, условия для самореализации личности учащихся, стимулировать творчество ребёнка; умение использовать в своей деятельности инновационные методы и технологии обучения и развития детей.
М. Карне, С. Линнермайнер, Ц. Дентонайд рекомендуют учителям следующие общие способы стимуляции творческой активности: обогащение окружающей среды новыми предметами-стимулами для развития интеллекта и любознательности, поощрение оригинальных идей; обеспечение возможностей для упражнения и практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление возможностей детям для активного задавания вопросов.
У одаренного ребенка нередко возникают трудности с родителями, большинство которых ничего не знает о психологии своих детей. Одних родителей раздражает повышенная познавательная активность одаренного ребенка, других – не устраивает сосредоточенность своего одаренного ребенка на чтении, третьи «напротив, чрезвычайно балуют школьника, освобождая его от всяких обязанностей по дому, захваливая и превознося его на незаслуженную высоту.
Трудности одаренных детей бывают связаны не только неблагоприятными факторами среды, но и с некоторыми особенностями их личности, самооценкой и оценкой окружающих, воспитанием и самовоспитанием. Так, многие дети обладают повышенной чувствительностью. В трудных ситуациях, это может способствовать появлению и закреплению у них мнительности, застревания, а также детских страхам. Успех в овладении учебной и иной деятельности порождает у них увлеченность, которая может перерасти в излишнюю настойчивость и педантизм. Высокая самооценка успехов в учебе по сравнению с одноклассниками или излишние похвалы со стороны учителей и родителей могут привести одаренного ребенка и подростка к высокомерию, зазнайству, призрению к окружающим, нетерпимости к чужим мнениям, капризности, вспыльчивости.
Откуда же возникают проблемы одаренных детей?
Первая часть проблемы связана с их психологическими особенностями. Как правило, они более уязвимы в общении. Уровень и рефлексии достиг уровня рефлексии взрослых людей или превзошел его, поэтому они смотрят на мир глазами взрослого человека и могут не понять детских шуток и тем разговоров одноклассников.
Вторая часть проблемы связана с высокой мотивацией одаренных детей – они подчас настолько увлечены решением каких-то задач, что не находят времени или не видят необходимости в общении, кроме того, они предпочитают не тратить время на то. Что им понятно, скучно и неинтересно.
Третья часть проблемы состоит в том, что в обычной общеобразовательной школе нет программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей, и у педагогов подчас не хватает опыта и знаний для работы с ними. Ребенок как бы останавливается в развитии: материал школьной программы ему понятен и его освоение не требует усилий. Более того, во многих школах в большой ученической среде могут цениться какие угодно таланты, но не высокая мотивация учения и интеллектуальные способности, потому, чтобы быть «как все», одаренный ребенок будет вынужден скрывать свои способности и знания. Иногда и учителя реагируют на детей, которые все знает и задает сложные вопросы.
Для одаренных детей характерна двойственность и противоречивость их психологического облика. В интеллектуальном и нравственном отношении они опережают сверстников иногда на несколько лет, в эмоциональном и физическом развитии находятся в пределах возрастной нормы или даже отстают от своего возраста. Подобный дисбаланс приводит к тому, что, с одной стороны взрослые представляют повышенные требования уровню самостоятельности ребенка и его эмоциональной сфере; с другой стороны, самого ребенка может напугать существующее расхождение и породить в нем чувство беспомощности. Следовательно, одним из направлений работы с одаренными детьми является вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я – концепцию.
Низкая самооценка одаренного ребенка может стать следствием ощущения неудовлетворенности, стремления к совершенству, критического отношения к собственным достижениям, присущего одаренным детям. Более того, такие дети часто ставят перед собой завышенные, нереальные цели и остро переживают в случае невозможности их достичь. В силу особенностей они обладают повышенной чувствительностью. Коррекция эмоционального фона поведения, формирование адекватной Я – компетенции, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели – еще одно направление оказания помощи со стороны педагога-психолога.
В силу простоты учебной программы у одаренных детей может возникнуть неприязнь к школе и отдельным учителям, особенно тем, кто требует простого заучивания материала без его осмысливания. Педагог-психолог может оказать ребенку помощь, проводя разъяснительную работу с учителями и помогая им подбирать материал, соответствующий уровню развития ребенка.
В своем социальном развитии дети намного опережают сверстников. Они быстрее усваивают правила поведения в обществе и в то время, когда их сверстники находятся на фазе детского конформизма, одаренные дети, достигают другой фазы – присущей взрослым. Вследствие этого одаренные дети кажутся слишком самостоятельными и независимыми, что может вызвать возникновение проблем в общении со сверстниками, которым непонятно такое поведение, так и с педагогами, которые не привыкли к самостоятельности и независимости детей. В этом случае педагогу-психологу придется проводить разъяснительную и коррекционную работу, как с одаренными детьми, так и с учителями.
Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах еще одно направление работы педагога-психолога и социального педагога. Возможны 3 направления работы:
одаренные дети должны понимать, что в людях можно ценить не только интеллект, но и другие качества – общительность, дружелюбие, интуицию и т.д.
в компетенцию педагога-психолога входит создание в школе группы детей с высоким уровнем одаренности, чтобы дать им возможность обучения на равных;
развитие коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности одаренных детей в специальных группах общения.
В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других качеств личности. В большинстве своем они построены на реализации принципа проблемности и диалоговых формах взаимодействия.