Ты — маленькая часть большой природы


Образовательный проект
на 2016-2017 год по теме:
-7429863400
«Ты - маленькая часть большой природы»
Автор: Учитель начальных классов
МАОУ «Уватской СОШ»
Арсентьева Марина Владимировна
«Мир – это не окружающая среда,
а наш единственный дом,
в котором мы только и можем жить!
Другого у нас нет и не будет»
Н. Н. Моисеев
Пояснительная записка
Актуальность проекта состоит в том, что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического образования и воспитания младших школьников приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей в современной школе уже с первых лет обучения. Проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Проблема: Низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.
Задачи, направленные на учащихся:
Обучающие: формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека; формирование исследовательских навыков.
Развивающие: развитие экологической грамотности учащихся; развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.
Воспитательные: воспитывать личную ответственность за собственные поступки формирование культуры поведения в природе; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
Задачи учителя:
Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Реализовать проект
Обобщить итоги по внедрению проекта.
Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, классные часы, акции.
Формы: индивидуальные, групповые и массовые.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает при проведении классных часов. Классные часы проходят в форме круглого стола, кинолектории, экскурсии, поход в музей «Легенды седого Иртыша» по изучению природы родного края.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали.
Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный: (сентябрь 2016) постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий: (ноябрь2016-апрель2017) реализация основной идеи проекта, вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел экологического направления
3 этап – обобщающий: (май 2017) подведение общих итогов, анализ результатов.

Реализация проекта рассчитана на один учебный год: с сентября 2016 по май 2017.
Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:
создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.
Конечный продукт. Реализация проекта работы «Ты маленькая часть большой природы» по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем учащимся знать:
основы экологической культуры;
особенности природы своего края;
значение природы для человека;
охраняемые растения и животные своего края, страны;
о неразрывной связи человека и природы;
правила безопасного поведения в природе;
уметь:
выполнять правила поведения в природе;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;
выполнять задания творческого характера;
ставить простейшие опыты;
-1-762000000ПЛАН реализации
проекта
Подготовительный этап.
Для правильной и более эффективной организации работы по экологическому воспитанию и образованию младших школьников, необходимо было определить круг проблем, связанных с уровнем сформированности экологической культуры. Для этого было проведено анкетирование с учащимися начальных классов и их родителями.
Диаграмма 1
Анкетирование родителей учащихся 2 «В» класса
(количество опрошенных 20 человек)

Диаграмма 2
Анкетирование учащихся 2 «В» класса (%)
Вывод:
По данным диаграммы 1 видно, что большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура, но не все знают о глобальных экологических проблемах, происходящих в мире. Большинство из них считают необходимым осуществление экологического образования и воспитания ребенка в школе, так как дома на это не хватает времени.
Приведенные данные в диаграмме 2 свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу, в недостаточной мере осведомлены об охраняемых растениях и животных. Не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. В целом, сложилась следующая картина: дети владеют недостаточными знаниями об окружающей среде, об экологии в целом.
Данные, полученные в ходе анкетирования учащихся и родителей, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников. Это послужило основой для организации системной работы по экологическому воспитанию и созданию образовательного проекта «Ты маленькая часть большой природы».
Определение компонентов экологического образования и воспитания младших школьников
22377403060700066929029781500Компоненты содержания экологического образования и воспитания детей
53346353810003822065381000
Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностныйиспользование осознание детьми овладение детьми овладение детьми видами
понятий, характеризующих значения природы, нормами поведения и способами общественно-
человека, труд, природу и как универсальной в окружающей полезной практической
общество во взаимодействии ценности природной среде деятельности
Таким образом, мы видим, что все 4 компонента направлены на стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развитие творческого мышления, умений предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формирование исследовательских навыков, вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения. На основании выше сказанного, мы пришли к выводу о том, что экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное и бережное отношение к окружающей среде. В связи с этим нами было разработано тематическое планирование по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сроки Мероприятие Форма проведения Место проведения
СЕНТЯБРЬ Акция «Зелёная планета»
(слоган от класса, призывающий беречь природу) массовая
МАОУ «Уватская СОШ»
Участие в акции «Чистый двор»
(уборка территории) массовая Пришкольный двор МАОУ «Уватская СОШ»
Просмотр видео - ролика "Как хорошо в лесу" групповая МАОУ «Уватская СОШ»
ОКТЯБРЬ КТД «Наш мир природы – чудо из чудес»
Приложение 1 групповая МАОУ «Уватская СОШ»
Конкурс поделок из бросового материала
«Подари вторую жизнь» массовая Беседа «Чисто там, где не сорят» Индивидуальная
групповая НОЯБРЬ Акция «Цветы – живая красота Земли» массовая МАОУ «Уватская СОШ»
Классный час «Твори добро на всей земле»
Приложение 2 групповая Урок – экскурсия учениками 6 класса в экологическую рекреацию «Природные сообщества» групповая ДЕКАБРЬ Мероприятие «Береза – дерево чудес» Групповая АУ "Краеведческий 
Музей "Легенды седого Иртыша".
Урок – игра «Кто на Земле живет? Что на Земле растет?»
Приложение 3 Групповая МАОУ «Уватская СОШ»
Мини-проект по окружающему миру «Комнатные растения» Индивидуальная
групповая ЯНВАРЬ Праздник открытия экологического года «Земля – планета будущего» групповая МАОУ «Уватская СОШ»
Выпуск газеты «Береги свою планету» массовая Конкурс рисунков «Береги свою планету – ведь другой на свете нет!» массовая ФЕВРАЛЬ Акция «Кормушка» групповая МАОУ «Уватская СОШ»
Радиолинейка «Беречь природу дело каждого» массовая Экскурсия «Природа родного края» групповая МАРТ Социальный ролик на тему: «Чистота природы зависит от каждого из нас». массовая МАОУ «Уватская СОШ»
Классный час «День первоцвета» групповая Экологическая акция «День Земли» массовая АПРЕЛЬ Акция «Здравствуй, пернатый друг» массовая МАОУ «Уватская СОШ»
Просмотр фильма «Заповедники России» групповая, индивидуальная Фотоконкурс «Радуга» массовая МАЙ Конкурс поделок «Сохраним природу вместе» с использованием вторичного сырья массовая МАОУ «Уватская СОШ»
Акция «Чистая школа» массовая Участие в международном экологическом фестивале «Сохраним нашу Землю» Индивидуальная, групповая Формирующий этап
(Первые шаги реализации проекта)

Акция «Зелёная планета»
3708400254000 66992547307500
667067529210000

Акция «Цветы – живая красота Земли» Классный час.
«Твори добро на всей земле»
57080153937000316865-381000


Просмотр видео – ролика
"Как хорошо в лесу"
Выпуск газеты «Береги свою планету»
Урок – игра «Кто на Земле живет? Что на Земле растет?»

Урок – экскурсия «Природные сообщества»

Мероприятие «Береза – дерево чудес»

Мини-проект по окружающему миру «Комнатные растения»


Конкурс рисунков «Береги свою планету –
ведь другой на свете нет!»


Акция «Кормушка»



Итоги реализации проекта
(1 полугодие)
В рамках данного проекта были проведены все запланированные мероприятия на первое полугодие, которые повысили уровень знаний учащихся начальной школы о законах природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировали у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом. Проект «Ты – маленькая часть живой природы» выполнен не в полной мере, дальнейшая реализация проекта продолжится по плану работы.
В дальнейшем, на обобщающем этапе, будет проведен анализ работы проекта, а также планируется участие детей и в различных мероприятиях:
Участие в международном экологическом фестивале «Сохраним нашу Землю»
Участие в областном экологическом форуме «Зеленая планета-2017»
Участие в областном конкурсе детского рисунка, посвященном Дням защиты от экологической опасности.
Участие в конкурсе поделок «Сохраним природу вместе» с использованием вторичного сырья.
Участие в конкурсе проектов «Эколог – звучит гордо!»
Участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Весна».
Список литературы:
Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: [экология на уроках; формы и методы воспитательной работы]//Начальная школа.–2008.– № 8.–С.54–57.
Бекетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях//Начальная школа.–2004
Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
Мащиц Л.А. «Экошкола»: проект по экологическому воспитанию школьников - [Электронный ресурс] // Электрон. текстовые дан. -
Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/forteachers
Хуриленко М.М. "Экологическое воспитание школьников" 
- [Электронный ресурс] -2016 // Электрон. текстовые дан. –
Режим доступа: https://infourok.ru/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov
Шмелева Т.В. Эко-образовательный проект "Зеленый мир" // Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articlesПриложение 1
Коллективно – творческое дело
«Наш мир природы – чудо из чудес»
Цель: Формирование взглядов и убеждений ответственного и деятельного отношения к окружающей природе.
Задачи:  1. Расширить и углубить экологические знания учащихся
                  2. Развитие экологического мировоззрения
                3. Коррекция целей взаимодействия  с объектами природы
                4. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувства  
                    ответственности за все живое на Земле.
                5. Развивать логическое мышление, творческое воображение,
                    смекалку, внимание, речь.
Оборудование: презентация, изображение Земли , клей-карандаш, цветная и белая бумага, ножницы, иллюстрации объектов природы, пластиковые одноразовые стаканчики, фломастеры.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в гости не одна. Я хочу вас познакомить с моим другом, но он прилетит позже. Я сказала «прилетит»? Да именно прилетит, потому что он житель другой планеты. А зовут его Маленький принц. (Презентация) Он никогда не был на Земле, лишь только мечтал её увидеть. Так давайте покажем Маленькому принцу наш общий дом. Объявим праздник в честь его прилёта, и назовём его как?
-«Наш мир природы – чудо из чудес»!
-А что делают в доме перед приходом гостей?
-Уборку.
-Так вот у нас сегодня есть сказочная возможность взглянуть на нашу Землю из космоса. Надеваем скафандры - не жмут? Шлемы!
Тех, кто плохо переносит улыбки, кого укачивают шутки, кто боится веселиться - берём с собой! Закрываем глазки, полетели!
Звучит первый куплет песни «Звёздная страна», открывается доска, на ней изображение Земли из космоса с приклеенным на прозрачной плёнке мусором (фантики от конфет, пластиковый стаканчик и т.п.)
Ведущий: - Ой, ребята, а что же это случилось с нашей планетой?
-Что мы можем сделать?
-А можно ли как-то использовать мусор?
-Предлагаю из фантиков сделать бусы для нашего гостя.
Изготовление бус.
-Очень красиво получилось, а что же делать со стаканчиками. Их форма вам что-нибудь напоминает? (колокольчик)
- Давайте сделаем свои маленькие колокольчики и позвоним о том, что или кого надо беречь на Земле.
Иллюстрации или мини-рисунки детей (звери, птицы, цветы, человек, вода и т.п.) наклеиваются на стаканчики, делаются колокольчики и по команде дети «звонят» в них.С изображения Земли снимается плёнка с мусором.
-И на вопрос, какой Земле подарок подарить?
Отвечу вам: давайте не сорить!
-Ребята, а как вы думаете, Земля рада, что мы привели её в порядок?
-Ну, вот теперь можно и гостя звать!
Звучит второй куплет песни «Звёздная страна»
Входит Маленький Принц.
Маленький принц: - Здравствуйте, ребята! Какая у вас прекрасная планета, какая большая, а у меня очень маленькая. И чтобы Земля была ещё прекрасней, я подарю вам волшебные семена, из которых вырастут прекрасные растения. (каштаны или желуди покрашены в разные цвета).
Дети благодарят и вручают бусы Маленькому принцу в честь дружбы.
Ведущий :- Давайте посадим их все вместе и будем наблюдать за их ростом.
Дети сажают семена в горшок  и делают дерево-ярлык, на листочках которого написаны их имена.
 Физкульт-минутка: играем с Маленьким принцем. (любые повторяющиеся движения)
Все берутся за руки и ведущий предлагает детям придумать пожелания для Земли в честь праздника , если бы у них был Цветик-семицветик, можно приклеивать лепестки вокруг  изображения Земли)
Например:
- желтый – если хотите видеть нашу планету солнечной;
- розовый – если хотите видеть её цветущей;
- зелёный – утопающий в зелени;
- голубой  - с чистой и прозрачной водой;
- белый  -  с чистым воздухом.
Ведущий:- Ну, вот и всё, ребята! Нам пора. Мы сегодня многое сделали для нашей планеты! У Маленького принца есть девиз «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же привел в порядок свою планету»?
Давайте будем беречь планету!
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,Для жизни и дружбы она нам дана!
Приложение 2
Классный час
«Твори добро на всей земле»
Цель: Познакомить детей с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование: маски (доктор, водяной, берёзка, птицы) знаки, цветик-семицветик, презентация, рисунки.
Ход мероприятия.
      I.   Орг. момент
II. Сценарий праздника:
Ведущий – Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня свой классный час мы посвятим нашей дорогой планете -  матушке Земли. Скоро наступит весна. Морозы  отступят и уйдут вместе с зимой. От зимнего сна проснётся природа.
1уч.
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля - дом наш родимый, ребята!
2уч.
После долгой зимней стужи
Просыпайся ото сна,
Улыбнись лучами света,
Долгожданная весна!
Лиза:
Здравствуйте, куда это я попала?
Ведущий:
Ты пришла к нам в школу на классный час.
Лиза:
У меня для вас подарок. Вот возьмите – это цветик-семицветик. Он исполнит все ваши пожелания.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть, по-моему, вели.
Хочу, чтобы все берёзки и другие растения Земли всегда были здоровыми и красивыми, цвели и зеленели на радость людям.
Все-все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд!
Кто делает мёд, и кто делает яд!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все на свете, на свете нужны
И это все дети запомнить должны!
III. Загадки: (с презентацией) загадывают птицы.
беззаводной будильник (петух)
разрушитель родного дома (цыплёнок)
ныряльщик в ластах, но без маски (гусь)
разносчик младенцев (аист)
крылатый почтальон (голубь)
пернатый чемпион по бегу (страус)
зубная щётка крокодила (чибис)
игра «Узнай птицу
сапоги со шпорами, хвост с узорами (петух)
Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый (павлин)
Эта птица на своём длинном хвосте разносит новости по всему лесу (сорока)
Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове (орёл)
Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом (поползень)
Хвост, у этой птички раздвоенный на конце как фрак (ласточка)
Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел)
Лиза
Что-то мне пить захотелось, пойду к реке, попью водички.
Водяной, (под музыку водяного)
Из нашей речки пить нельзя. Люди набросали много мусора: бутылки, пакеты, банки. Из-за этого вода в реке стала грязной, погибло много рыб, лягушек.
Лиза:
Мне очень хочется помочь водяному.
   «Лети, лети лепесток,
   Через запад на восток,
   Через север, через юг,
   Возвращайся, сделав круг.
   Лишь коснёшься ты земли-
   Быть, по-моему, вели.
Хочу, чтобы в реке вода стала чистой.
Водяной:
Земля будет благодарна нам за такой подарок. Ведь без чистой, свежей, прозрачной воды жизнь на нашей планете немыслима.
Появляется доктор Айболит. Он сильно кашляет
-здравствуйте ребята.
Ведущий:
Доктор, вы наверно, простудились? Может вас полечить, поставить горчичники?
Доктор:
Нет, горчичники мне не помогут. Дело в том, что вокруг построили столько заводов и фабрик. Много автомобильных дорог. В воздухе стало много пыли и дыма и копоти. Все звери в нашем лесу кашляют и чихают. Ведь без свежего воздуха нет жизни ни людям, ни животным.
Лиза:
Нам опять поможет цветик-семицветик.
    «Лети, лети лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснёшься ты земли-
    Быть, по-моему, вели.
Хочу, чтобы воздух на Земле был чистым и свежим!
Учитель: Как нелегко стало жить зверям  даже в лесу. А виной тому – человек. И почему не удаётся человеку жить в ладу с природой?
А ведь человек отравляет не только природу, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надёжно охраняя, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нём.
         Ребята, сегодня нам помогал цветик-семицветик. Но мы с вами знаем, что в настоящей жизни такого волшебства нет. Что же делать? Как помочь нашей планете? Что зависит от нас с вами?
VI. Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.
(дети говорят правила и развешивают знаки)
Правила поведения в лесу:
В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни: в траве очень много маленьких животных, их можно нечаянно раздавить
 Не шуми в лесу! Не приноси с собой громкую музыку. Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики
Не рви цветы в лесу, на лугах! Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дают семян. Не будет семян - не будет новых растений
Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения.
Не разрушай муравейники! Муравьи - санитары леса. Они не дают размножаться вредным насекомым.
Не сбивай несъедобные грибы! Грибы нужны лесу. Животные ими лечатся.
Не лови в лесу зверьков! Лес - их родной дом, в квартире им будет плохо.
Не рви паутину! Пауки охотятся на мух и комаров.
Не разоряйте птичьего гнезда
Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо                          
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Не вырезайте надписи на деревьях
Стоят деревья-великаны…
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве - «на память!»                          
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут-
Добро и красоту несут…
Не разжигайте костры в лесу без взрослых.
Без взрослых с огнём развлекаться опасно-
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться            
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные - большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костёр разжигать не годится!
Не оставляйте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,                    
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Учитель: Ребята, представьте, что вам дано право обратиться ко всем людям по телевидению, с призывом беречь природу. Что бы вы сказали?
(Люди земли! Все мы обязаны жизнью нашей планете. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась прекрасной, чтобы цвели сады и пели птицы!  (Калужский)
VII. Итог: 
Если ты что-то взял у земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. Все жители земли должны заботиться о своей планете.
Ученик:  Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,              
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
Ученик: В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Приложение 3
Урок – игра
«Кто на Земле живет? Что на Земле растет?»
Цель: Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе
Задачи:
Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру,
Раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
желание заботиться о ней;
Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
Ход мероприятия:
Мы  речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
        Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем удивительном мире природы:
на  речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
   Разделим класс на три команды.
А сейчас 1 конкурс -  Разминка. Итак, начинаем!
Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло./
Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе,
деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги;  это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./
Его изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она легко горит; из неё получается  много мусора; на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./
2  Конкурс  - Нарисуй плакат «Защити природу».
1 ученик.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3 конкурс - «Отгадай загадки».
Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. (Береза).
Прямо в небо рвутся, ввысь;Ты внимательно всмотрись:Не березы, не осинки,Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
Ветви над рекой склонила,В реку смотрится уныло. (Ива).
Осень тихая настанет,Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (Клен).
Летом знойным зацветет –Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал? (Липа).
Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег стоит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. (Рябина). 
- О чём эти загадки?
4 конкурс - Листья и плоды на каком дереве растут они.
Лист берёзы – берёзовый. Лист липы – … Лист клёна – … Шишка ели – … Плод дуба – … Лист дуба – ….Лист осины – …Лист ивы – …Шишка сосны – …Плод яблони – …5 конкурс « Характер наш и братьев наших меньших» (Закончи фразу, задание выполняют на листочках)
-Смелый, как…- Коварная, как …- Трусливый, как…- Хитрый, как…- Злой, как…- Голодный, как…- Трудолюбивый, как….- Упрямый, как …- Бестолковый, как …- Тихий, как…6 конкурс «Пантомимы» (изобразить животное, а дети должны угадать).
             2 ученик.
             Бом-бом-бом!
             Начинается погром.
             Выезжаем на природу,
             Сколько здесь в лесу народу!
             Здесь костёр и там костёр,
             Банки, склянки, всякий сор.
     Учитель:  Каждый из вас знает, что природа – это не только красота вокруг нас: цветы, деревья, насекомые. Но ведь многие животные приносят нам пользу. Где обитают животные, мы узнаем, когда посетим экологическую рекреацию в нашей школе.
 
Подведение итогов.
    Берегите землю. Берегите   Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на листьях повилики.
    На проталинках солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите,
    Берегите землю! Берегите!