Творческая разработка.Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Кафедра дошкольного образования


Эффективные формы и методы формирования
познавательных интересов у детей дошкольного
возраста в познавательно-исследовательской
деятельности
Творческая разработка

Выполнила:
Столбовская Жанна
Геннадьевна,
слушатель КПК № 24 «В»

Проверил:
Федорцева Марина Борисовна,
заведующий кафедрой
дошкольного образования

Новокузнецк
2015

СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
Введение 3
1. Значение познавательной деятельности в развитии детей 5
дошкольного возраста
1.1. Методика и формы организации обучения 7
познавательного развития детей дошкольного возраста
2. Экспериментирование, как эффективный метод в 9
формировании познавательных интересов у детей
дошкольного возраста
2.1. Использование метода экспериментирования с детьми 10
раннего возраста
Заключение 13
Список литературы 14
Приложения 15










Введение.
Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серьёзного обновления и модернизации. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО)1 нового поколения говорится о портрете дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Развитие познавательной активности у детей на сегодняшний день является актуальным вопросом. Ребенок придя в этот мир становится исследователем. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. И. М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И. П. Павлов называл это свойство рефлексом – «что такое?» Под влиянием данного рефлекса дети знакомясь с окружающим миром стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т. д. Эта особенность заложена в них от рождения. Знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является их интерес. Который и поможет детям связать отдельные представления в целостную картину мира. Поэтому задача педагога создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность маленького человека, познавательный интерес, его постоянная потребность в новых впечатлениях. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, если взрослый своим вниманием не поддерживает интерес к познанию, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет не достаточно развит.
_________________________________________________________
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013. № 30384).

Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Поэтому должны использоваться эффективные формы и методы для обучения детей. Необходимо включить дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать, постепенно расширять и углублять все новые и новые знания об окружающем мире. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. В формировании познавательных интересов могут использоваться различные методы. Однако метод экспериментирования рассматривают, как метод близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более усвоенными, прочными. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Цель моей работы – формирование познавательных интересов путем метода экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Дать детям представления о живой и не живой природе.
2. Приобщить детей к участию в познавательно-исследовательской деятельности.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.














1. Значение познавательной деятельности в развитии
детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. Дефекты допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства оказывают отрицательное влияние на все последующее его развитие.
Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходятся, как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.
Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую и систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни. Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности. Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Великие педагоги прошлого – Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо придавали особое значение познавательной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Так как развитие познавательного интереса у детей требует усилия мысли, сосредоточенности на тех или иных явлениях или процессах, оно связано непрестанным накоплением знаний, умений, навыков. И для своевременной образовательной системы значение познавательной деятельности чрезвычайно важно. В одном из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС ДО – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. На первом месте в освоении ребенком любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Поэтому в соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес, который связан с положительными эмоциями, такими как удивление, радость, успех. Все это создает у ребенка уверенность в своих силах и порождает познавательную активность, деятельность. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы, познавательных процессов – наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.
Большое значение в познавательной деятельности для ребенка имеет и то, что он овладеет способностью видеть и самостоятельно сможет ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его. Познавательная деятельность, активность, интерес позволят открыть детям окружающий мир. Постепенно, от познания конкретных факторов и явлений, к пониманию и установлению связей между ними, от простых локальных связей к обобщенным системным связям, от них к теории, объясняющей явления окружающей жизни и направляющей умственную практическую деятельность человека. Ребенок дошкольного возраста находится у истоков этой стройной системы, раскрывающей процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному, к построению своей картины этого большого окружающего его мира.


















1.1. Методы и формы организации обучения
познавательного развития.

Исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович и многие другие) направленные на формирование познавательных интересов дошкольника показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит от того, как организован процесс обучения, передача им знаний.
Обучение детей осуществляется различными методами. Мы с вами знаем, что методы обучения – это способы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а так же развитие их познавательных способностей. Каждый метод состоит из определенных приемов. Прием в отличии от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. В процессе обучения совместная деятельность педагога и детей осуществляется в определенном порядке и установленном режиме, другими словами облечена в конкретную форму. Исторически сложилось три формы обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
Выбор метода обучения зависит прежде всего от цели и содержания предстоящего занятия, например по ознакомлению дошкольников с природой используют:
А) Наглядные методы.
- наблюдения (кратковременные, длительные, определенные состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);
- рассматривание картин, демонстрация фильмов;
Б) Практические методы.
- игра (дидактические игры(предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия), подвижные игры, творческие игры);
- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);
- элементарные опыты;
В) Словесные методы.
- рассказ;
- беседа;
- чтение;
Для организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром используют формы и методы, такие как:
- познавательные эвристические беседы;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная и конструктивная деятельность;
- экспериментирование и опыты;
- музыка;
- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);
- наблюдения;
- трудовая деятельность;
- праздники и развлечения;
- индивидуальные беседы;
Для того, чтобы наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром педагог может использовать:
- методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);
- методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на занятии);
- методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи различных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива направленная на последующую деятельность, беседа);
- методы коррекции и умолчания детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа);
Говоря о методах и формах обучения детей, мне хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Следует отметить, что все методы в процессе обучения должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат обучения и развития детей.

2. Экспериментирование, как эффективный метод в
формировании познавательных интересов у детей
дошкольного возраста.

В формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразней и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности;
- полученные знания запоминаются надолго и хорошо усваиваются детьми;
- ребенок действует сам, а не остается в роли наблюдателя.
Задача взрослых помочь детям, потому, что дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Метод экспериментирования идеален в этом отношении. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. Этот метод не так труден, для него в большинстве случаев не требуется сильно сложное, специализированное и дорогое оборудование.
Метод экспериментирования в работе с дошкольником сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования.



2.1. Использование метода экспериментирования
с детьми раннего возраста.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается в том, что они не известны только детям, в процессе этих опытов формируются элементарные понятия и может использоваться обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, бросовый и природный материал, детские игрушки и др.). изучив практические и теоритические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, а так же проанализировав требования программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы) мною были выполнены, согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, следующие требования к проведению опытов:
- эксперимент должен быть непродолжительным по времени;
- речевое сопровождение;
- учет индивидуальных различий (темп работы, утомляемость), а так же возрастных особенностей детей;
- необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу;
- максимальная простота приборов;
- однозначность получаемых результатов;
- показ только существенных сторон явления или процесса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. Детей раннего возраста воспитатель подводит и побуждает малышей к их умозаключениям, выводам.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть занятия, а так же использовать в процессе режимных моментов. С учетом индивидуальных особенностей детей опыты проводились один раз в неделю. Длительность от пяти до десяти минут. Дети принимают участие по два-три человека (подгрупповое) так, как в экспериментировании невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта значительно снижается.
Для осуществления совместной исследовательской деятельности с детьми, мною были намечены следующие этапы будущей работы:
А) Подбор и изучение литературы, моделирование занятий с элементами экспериментирования и с учетом возрастных особенностей детей, а так же постепенное усложнение познавательных задач.
Б) Построение предметно-развивающей среды в группе, оснащение оборудованием для проведения опытов и экспериментов (мини-лаборатория – приложение 1).
В) Создание картотеки опытов (приложение 2).
Г) Помещение в родительский уголок консультации для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» (приложение 3).
Мы все знаем, что дети очень любят воду. Поэтому я решила начать с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать из нее различные предметы; что вода может литься и брызгать; что предметы станут чище, если их помыть водой.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться, переливаться из сосудов (ознакомление с окружающим миром «Куклы у нас в гостях, чаепитие»); что вода прозрачная и не имеет цвета (художественное творчество: рисование «Цветная водичка»), но её можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим миром «Кукла заболела»).
С помощью дидактических игр, например «Мамины помощники», «Кукла замаралась» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Далее совместно с детьми мы провели опыты с водой. Дети получили представление о том, что вода прозрачная; что вода жидкая и она может течь; что у воды нет вкуса; что вода не имеет формы; что вода бывает теплой и холодной, горячей; что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; что вода нужна всем.
Исследовательская деятельность детей нашей группы находится только в самом начале, поскольку детский сад в котором я работаю открылся всего несколько месяцев назад, дети маленькие и им потребовался адаптационный период. Поэтому занятий и опытов было не много, но я планирую и дальше давать и углублять представления детей о живой и не живой природе, формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. С помощью родителей оснащать и обновлять оборудование в уголке экспериментирования «мини-лаборатория». Продолжать включать исследовательскую деятельность в разные виды деятельности, так как это способствует приобретению детьми активных знаний, умений, навыков.
Несмотря на мой небольшой опыт работы в детском саду, я поняла, что исследовательская деятельность, экспериментирование вызывает у детей огромный интерес. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. И мне еще раз хочется подчеркнуть, что своевременное и полноценное формирование познавательных интересов в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.

























Заключение.

Подводя итоги своей работы, я хочу еще раз подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире, в реальной жизни, когда время не стоит на месте и главной задачей дошкольных учреждений является интенсивное формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста путем различных эффективных методов и форм. Формирование познавательных интересов является одним из важнейших условий развития и становления личности дошкольника. И формировать их у детей необходимо в дошкольные годы. Так, как именно дошкольный возраст является фундаментом общего развития и стартовым периодом для формирования знаний об этом сложном, не простом окружающим мире ребенка. Только тогда, ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
Таким образом, исходя из целей и задач, поставленных во введении, мы видим, что систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через экспериментирование позволяет качественно развивать у детей такие умения как:
- активно познавать окружающий мир;
- наглядно и логически размышлять;
- активизировать произвольное внимание, восприятие, память, творческое воображение;
- применять разные способы исследовательской деятельности;
- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы;
- доказательно объяснять полученный результат.
Все это сформирует предпосылки к учебной деятельности, подготовит детей к следующей ступени, новому этапу в их жизни – это поступление ребенка в школу.











Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001.
2. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М.: Просвещение, 1994.
3. Дыбина О. Б. Ребёнок и окружающий мир. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6. Поддъяков Н. Н. Особенности псизического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996.
7. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы. – Волгоград: Учитель, 2015.
8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2008.
9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2009.
10. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 2001.







Приложения:

Приложение № 1
Создание предметно-развивающей среды для
экспериментирования в группе.
Уголок экспериментирования (мини-лаборатория) состоит из:
- разнообразные сосуды из разных материалов (кроме стекла), разного объема и формы;
- природный материал (песок, камешки, шишки, ракушки и т. д.);
- бросовый материал (ткани, предметы из различных материалов);
- медицинские приборы (увеличительные стекла, весы, мерные ложки и др.);
- прочие материалы (сахар, соль, мука, крупы и т. д.);
- красители пищевые и не пищевые;
- детские халаты, фартуки;
- одноразовые пакеты, перчатки;
- полотенца, тряпочки, щетка, совок.

Приложение № 2
Картотека опытов (эксперименты с водой).

Опыт № 1.
Тема: «Вода жидкая и она может течь».
Цель: Дать детям представления о том, что вода жидкая, она не имеет формы, может переливаться, разливаться.
Оборудование: два стаканчика.
Ход: Воспитатель дает детям стаканчики. Один пустой, другой с водой и предлагает детям перелить из одного стаканчика в другой. Спрашивает у детей: Льется ли вода? Почему? После этого объясняет детям, что вода жидкая, поэтому её можно лить, переливать. Если бы вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, то её называют жидкостью.
Вывод: Вода жидкая, может течь.

Опыт № 2.
Тема: «Вода не имеет формы».
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет формы.
Оборудование: кувшин, стакан, тарелка, контейнер.
Ход: Воспитатель предлагает детям налить воду из кувшина в стакан, тарелку, контейнер, поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте разливается (расползается) лужицей. Почему? Потому, что вода не имеет собственной формы.
Вывод: Вода не имеет формы.

Опыт № 3.
Тема: «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Цель: Дать детям представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются, а другие нет.
Оборудование: два стакана с водой, контейнер с песком, контейнер с сахаром, две ложки.
Ход: Воспитатель предлагает детям взять один стакан с водой и посмотреть, что получится, если в него положить ложку песка и размешать. Дети выполняют. Воспитатель объясняет, что песок сделал воду мутной, не прозрачной. Через некоторое время песок осел на дно стакана и вода стала чище, но песок в ней не растворился. Далее воспитатель предлагает детям проделать то же самое с сахаром и обращает внимание детей на то, что сахар не замутил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок нет.
Вывод: Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые вещества не растворяются.

Опыт № 4.
Тема: «Вода прозрачная».
Цель: Дать детям представление, что вода прозрачная.
Оборудование: два стакана: один с водой, другой с молоком, две палочки.
Ход: Воспитатель предлагает детям положить в оба стакана по одной палочке. В каком из стаканов она видна, а в какой нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком нет. Потому, что вода прозрачная, а молоко не прозрачное.
Вывод: Вода прозрачная.

Опыт № 5.
Тема: «У воды нет вкуса».
Цель: Дать детям представление о том, что у воды нет вкуса.
Оборудование: одноразовые трубочки, стакан с водой и два стакана разного сока по вкусу.
Ход: Воспитатель предлагает детям попробовать через трубочку воду. спрашивает: Есть ли у неё вкус? Очень часто дети говорят, что вода вкусная. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Поэтому нужно объяснять детям, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует, так как вода не имеет вкуса. Для сравнения воспитатель дает детям попробовать сок, спрашивает какой у сока вкус, а затем снова дает попробовать воду. Снова воспитатель спрашивает какой вкус у воды. Дети понимают, что у воды нет вкуса.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Опыт № 6.
Тема: «Вода бывает холодной, теплой, горячей».
Цель: Дать детям представление о свойствах воды, что она бывает холодной, теплой, горячей.
Оборудование: стаканчики с водой разной температуры.
Ход: Воспитатель предлагает детям аккуратно потрогать пальчиками и определить в каком стаканчике вода холодная, теплая и горячая. Дети трогают и говорят о своих ощущениях. Воспитатель объясняет детям, что в природе вода бывает разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. А так же воспитатель рассказывает, что в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры.
Вывод: Вода бывает разной температуры: холодной, теплой, горячей.


Опыт № 7.
Тема: «Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление, что вода важна в развитии всего живого мира.
Оборудование: две горошины, два блюдца, два ватных тампона, вода в кувшине.
Ход: Воспитатель предлагает детям завернуть одну горошину в ватный тампон и положить на блюдце, а другую горошину также завернуть в ватный тампон и положить на другое блюдце. Затем предлагает одну горошину постоянно, каждый день смачивать (поливать), а другую нет. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. Провести наблюдение с детьми, когда появится росток воспитатель спрашивает: «У какой горошины появился росток, а у какой нет? Почему? В результате такого наблюдения дети наглядно убеждаются в роли воды в развитии прорастания растений.
Вывод: Вода важна в развитии всего живого мира.
Приложение № 3
Консультация для родителей.

Организация детского экспериментирования
в домашних условиях

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых очень часто взрослые отмахиваются. К сожалению, «родительские промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного организации и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворяется – морская соль или пена для ванны, хвойный экстракт или кусочки мыла и т. п.
Кухня – это место, где ребенок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа.
Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок научится определять наилучший способ решения в стающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
- установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
- подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта);
- обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);
- подведите итоги (точное описание ожидаемого результата);
- объясните почему? Доступными для ребенка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребенка. Экспериментировать вы можете с разными предметами и материалами.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста:
«Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка, вода.
Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Долейте в чашку воды и размешайте раствор. Окуните соломинку в этот раствор. Осторожно подуйте в соломинку.
Итог: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.



«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если постараться утопить его не удастся. Очистите второй апельсин от кожуры и тоже положите его в воду. Ну что? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он становится тяжелее воды, которую вытесняет».
Экспериментируйте с детьми – это не только интересно, но и поможет ребенку получить больше новой информации. Чем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.












13PAGE \* MERGEFORMAT142015




15