Учитель и ученик проблемы взаимопонимания и взаимодействия


Алматинская обл.Енбешиказахский районсело Болек сш.им. М.Горькогопсихолог Абдиева Гулпа Джексембаевна Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода. Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель – ученик», назначение которой – оптимизировать учебный процесс. Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся. У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Важным моментом в обучении является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают. ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА- умение прислушиваться друг к другу;- принимать совместные решения;- доверять друг другу;- ощущать свою ответственность за работу группы.Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений. Исследователи в своих исследованиях указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других. 3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично. Во взаимоотношениях «учитель – ученик», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам. Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимыхжеланий, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главныепотребности личности, наносится ущерб ценностям «я».Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения. Специфические причины конфликтов «учитель – ученик» 1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;• в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики;• в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;• в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;• в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;• в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;• в неумении организовать занятия со всеми учащимися. 2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашнихзаданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога. Каким же хотят видеть ученики своего учителя?1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).2. Любовь к своему предмету.3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы. Отрицательные качества учителей:1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.2. Выделяет отдельных учеников.3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.5. Относится как к маленькиим.6. Относится неуважительно.7. Не умеет хранить тайну. Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися. 6. Рациональное использование времени, дорожить каждой минутой урока.7. Добиться полного усвоения материала.8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний. Спасибо за внимание!!!