Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Основы исламской культуры


Автор: Арсланова Лилия ФаильевнаМодуль: Основы исламской культуры
Учебник: Латышина Д.И.,Муртазин М.Ф., Основы исламской культуры 4-5класс-М. Просвещение, 2012.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

п/пФакт. дата провед. Практ. дата провед. Тема урока Тип занятий Предметный результат УУД Вид контроля Учебно-методическое обеспечение
Раздел I Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.1час
1.
04.09 Россия – наша Родина
Урок открытия новых знаний.
Диалог с обучающимися, работа с учебником Будут знать: историю России;
Формирование гордости     за свою Родину, российский народ и историю России Познавательные:
Понимают и осмысливают прочитанное; научатся извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные
сопоставят свою оценку с оценкой другого человека; оценят свои возможности.
Личностные:
формируются основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Опрос
Флаг, герб, карта России.
Программа комплексного Учебного курса «Основы Религиозных культур и Светской этики».
II блок «Основы мировых религиозных культур»- 28часов
2. 11.09 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Колыбель ислама
Урок открытия новых знаний Будут уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведение людей; описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры.
Коммуникативные:
Построят монологические высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируютсвою точку зрения;
Тест
Выставка иллюстраций, словари
3. 18.09 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
Пророк Мухаммад-основатель ислама.
Урок-практикум (диспут) Узнают: историю возникновения исламской культуры, о Пророке Мухаммаде как о первом и последнем пророке-основателе ислама., Познавательные:
С пониманием осмыслят прочитанное; извлекут информацию, представленную в разных формах.
Самостоятельная работа Выставка иллюстраций, словари
4. 25.09 Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание
Начало пророчества
комбинированный научатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
Познавательные Понимают и осмысливают прочитанное; научатся извлекать информацию, представленную в разных формах.
Опрос Презентация – показ творческих проектов предыдущих обучающихся выпускников по курсу
5. 02.10 Пророк Мухаммад -проповедническая миссия
Урок дискуссия, анализ критических ситуаций
Научатся работать с текстом, анализировать, делать выводы формулировать и задавать вопросы по содержанию Коммуникативные Владеют монологической и диалогической речью; логически обоснуют и, опираясь на текст, аргументируют свои суждения, Викторина
Выставка иллюстраций,
6. 09.10 Прекрасные качества Пророка Мухаммада
Урок закрепления полученных знаний Научатся отстаивать свою позицию;
Ораторскому мастерству и умению вести диалог Отстаивают свою позицию;
Вырабатывают умение общаться Самостоятельная
работа Фильм «Жизнь пророка Мухаммада»
7. 16.10 Священный Коран и Сунна как источники нравственности
Урок открытия новых знаний, диалог Будут владеть монологической и диалогической речью; логически обосновывать и, опираясь на текст, аргументировать свои суждения. Узнают о значениях слов рай, ад, судный день; что ждет людей в День Великого Суда; что означает вера в судьбу Коммуникативные: будут владеть монологической и диалогической речью; логически обосновывать и аргументировать свои суждения, опираясь на текст Опрос
Выставка религиозных книг
8. 23.10 Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Аллаха
Урок открытия новых знаний, исследование - совместно с учителем и другими учениками будут давать эмоциональную оценку деятельности товарищей Познавательные: будут понимать и осмысливать прочитанное; извлекать информацию, представленную в разных формах. Тест Книга для учителя.
9. 30.10 Общие принципы ислама и исламской этики Божественные Писания. Посланники Бога.
Практикум, викторина Будут извлекать пользу из опыта одноклассников; научатся сотрудничать с ними в группах; выступать перед аудиторией своими выступлениями. Личностные:
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Зачет
Священная книга мусульман «Коран»
10. 06.11 Столпы ислама и исламской этики
Вера в судный день и судьбу.
Урок открытия новых знаний, беседа Научатся анализировать прочитанное; делать выводы
Познавательные
Понимать и осмысливать прочитанное; извлекать информацию, представленную в разных формах.
Опрос Учебное пособие «Рай и Ад»
11. 13.11 Столпы ислама и исламской этики
Обязанности мусульман.
Учебный проект Будут анализировать прочитанное; делать выводы
регулятивные
сопоставят свою оценку с оценкой другого человека; оценят свои возможности.
Тест «Черный камень» (Кааба); Молитвенник (намазлык)
12. 20.11 Обязанности мусульман
Поклонение Аллаху.
Урок открытия новых знаний,, комбинированный Научатся работать по предложенному плану учителя Познавательные
Научатся понимать и осмысливать прочитанное; извлекать информацию Опрос Молитвенник, четки (дисбе);
13. 27.11 Обязанности мусульман
Пост в месяц Рамадан.
Урок- беседа,
Коллективная форма работы Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать в группе
Познавательные: Понимать и осмысливать прочитанное; извлекать информацию Опрос Кааба- Черный камень (макет)
14. 04.12 Исполнение мусульманами своих обязанностей
Пожертвование во имя Всевышнего.
Комбинирован-ный, диадогБудут владеть монологической и диалогической речью;
-логически обосновывать и аргументировать свои суждения, опираясь на текст
- умение слушать учителя;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей Коммуникативные:
Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
Тест
Книга для учителя.
15. 11.12 Исполнение мусульманами своих обязанностей Паломничество в Мекку.
Урок –экскурсия (Заочная экскурсия в Мекку) -исследование. Будут высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- уметь работать в группе Познавательные: Понимать и осмысливать прочитанное,
извлекать информацию Викторина
Презентация «Пять столпов ислама»
16.
18.12 Для чего построена и как устроена мечеть
Урок-диспут Научатся планировать свою работу Коммуникативные:
Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; Зачет
Макеты мусульманских храмов (мечети мира)
17. 25.12
Мусульманское летоисчисление и календарь
Урок открытия новых знаний, беседа Научатся выделять главную мысль прочитанного текста, высказывать свое отношениеПознавательные Понимать цель чтения; делать выводы; находить в справочниках, словарях; поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос Опрос
Мусульманские календари
18. 15.01 Ислам в России
Анализ критических ситуаций, групповая работа Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.).
Познавательные:
понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы; находить в справочниках, словарях; поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос
Регулятивные: выбирать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками самостоятельно Тест Карта РФ, рисунки
19. 22.01 Ислам в России
Нравственные ценности ислама.
Урок-проект, групповая работа Будут уметь работать в группах
Личностные
Оценивают жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей умеют выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их формами религиозной культуры; проявлять толерантное отношение представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Опрос Интернет ресурсы
20. 29.01 Сотворение добра.
практика деловых игр, коллективная Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Познавательные:
понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы; Опрос Интернет ресурсы
21. 05.02 Нравственные основы семьи в исламе
Практика деловых игр,
групповая Будут осознавать учебную задачу;
- развёрнуто излагать свои мысли;
- воспринимать прочитанный и услышанный текст Регулятивные: выбирать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками самостоятельно
Предметные:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; Зачет
Семейные фотографии, альбомы.
22. 12.02 Нравственны е ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим
тренинги практических навыков, коллективная работа .Учатся сотворить добрые поступки по отношению окружающим.
- как должны вести себя дети по отношению к взрослым
-давать характеристику своим отношениям со старшими Познавательные:
понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы;
Личностные:
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения Тренинг
Фото
выставка
23. 19.02
Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим
Практикум, устный журнал групповая работа Будут владеть монологической и диалогической речью, делать выводы на основе простых обобщений; уметь работать в группе
Личностные
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Коммуникативные:
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Устный журнал
Фото выставка24. 26.02 Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство
Традиции гостеприимства
Комбинированный, диалог, анализ критических ситуаций Учатся ставить перед собой учебную задачу
Узнают, как мусульмане относятся к гостю;
- называть традиции гостеприимства в мусульманских семьях Коммуникативные:
Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; Регулятивные: выбирать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками самостоятельно Тест
Видеоролик «гостеприимство Мусульман (татарского народа)
25. 04.03
Нравственные ценности ислама: любовь к Отечеству, миролюбие
Комбинированный, коллективная Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
Коммуникативные:
Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
Предметные:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; Тренинг
Фотовыставка «Мое Отечество»
26. 11.03 Забота о здоровье в культуре ислама
Урок-практикум,
Индивидуальная
работа Научатся планировать свою работу
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Познавательные:
понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы; Проверочная работа словари
27.
18.03 Ценность образования и польза учения в Исламе
Урок открытия новых знаний, коллективная работа - работать над концептом слова учение
- создавать небольшой устный текст на заданную тему
Коммуникативные:
Уметь аргументировать свою точку зрения;
Опрос Дидактический материал: набор картинок с изображением современных и старинных учебных заведений
28.
08.04 Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения
Урок-викторина, коллективная работа -аргументировано высказывать свое мнение Познавательные:
понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы; Викторина.
Уразман Р. «Народные обряды и праздники мусульман (татар)
29. 15.04 Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения (по выбору учителя и учеников)
Урок-презентация, индивидуальнаяработа - сознание учебной задачи;
-слушать собеседника
Коммуникативные:
Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; Личностные:
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Зачет.
Видеоролик, выставка фотографий из праздников
Раздел III. Духовные традиции многонационального народа России
30. 22.04 Искусство ислама. Ислам и наука.
Урок открытия новых знаний, коллективнаяработа
Аргументированно высказывать свое мнение Коммуникативные:
Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге. Опрос Интернет ресурсы
31. 29.04
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ ного и многоконфессио нального народа России
Урок открытия новых знаний –исследование, коллективная Научатся планировать свою работу
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Познавательные:
понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации;
Предметные:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; Тренинг Словари
32. 06.05 Итоговое занятие
Выступления обучающихся со своими творческими работами по темам: «Как я понимаю ислам», «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем селе, городе).
Урок-проект, индивидуальная работа
Выступления обучающихся со своими творческими работами по темам: «Как я понимаю ислам», «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем селе, городе). Коммуникативные:
Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
Зачет
Интернет ресурсы
33-34 13.05
20.05
Итоговое занятие
Презентации творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России). Урок -практика Урок-проект Выступления художественной самодеятельности, показ и защита национальной кухни, чтение стихов и тд. Личностные:
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Зачет
Национальные блюда,
Газеты-проекты
35 27.05 Обобщающий урок