ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Риторика. Культура речи.











































ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку
для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки






Риторика. Развитие речи.












Количество часов – 11












Пояснительная записка

С самого своего рождения мы овладеваем речью. Вначале произносим отдельные слова, потом короткие предложения и даже тексты.
В школе проводятся специальные занятия, чтобы наша речь стала разнообразнее, ярче, чище, правильнее. Эти занятия проводятся на всех уроках, но больше всего на уроках русского языка и чтения. И называется эта работа развитием речи. В итоге наша речь становится богаче, развивается словарь, грамматический и интонационный строй нашей речи.
Риторика тоже служит развитию речи – но совсем иначе: риторика учит нас успешно общаться, ориенти -роваться в том, с кем, с какой целью, для чего, что мы говорим, слушаем, читаем, пишем, чтобы выбрать самые подходящие слова, тон, манеру поведения.
Риторика учит речевому поведению в определён -ных речевых ситуациях: при проведении деловой беседы, при написании автобиографии. Риторика учит оставаться вежливым, отказывая в просьбе, как поздравить взрослого или сверстника и т.д. Конечно, при этом разви-
вается, обогащается речь, но мы научимся ориентиро -ваться в ситуации, научимся уместному выбору словесных и несловесных средств, чтобы добиться


контакта, взаимопонимания, решения определённой
коммуникативной задачи.
Риторика научит эффективному, успешному общению.


Цели и задачи учебной дисциплины

Данная дисциплина раскроет суть общения, его значение в жизни, докажет, что общение бывает разным и зависит от многих обстоятельств.
На занятиях риторики учащиеся познакомятся с разными видами речевой деятельности, научатся слушать информационную речь, правильно вести беседу и даже спорить, научатся читать учебную книгу. Кроме того, ребята узнают много нового о таких речевых жанрах, как автобиография, письмо, афиша, дневниковые записи, статья в газету, отзыв, конспект, рецензия, послесловие, интервью и т.п.
Данный курс предполагает развить у учащихся интерес к дисциплинам гуманитарного цикла; умение самостоятельно приобретать и применять знания; развить творческие способности; умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.



Тема №10 (1 час)
Красна речь с притчею. Бывальщины.
1. Без притчи века не изживёшь.
2. Выдуманные истории.
3. КВН «Небывальщины»
Тема №11 (1 час)
Итоговая конференция. Вспоминаем, узнаём новое.
1. Беседа и прослушивание индивидуальных исследовательских работ.
2. Подведение итогов курса.
ИТОГО: 11 часов
















Данный курс соответствует возможностям 9-классников и, предоставляя возможность опыту работы на уровне повышенных требований, развивает учебную мотивацию.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- самостоятельно приобретать и применять знания;
- предоставлять результаты исследований в виде таблиц, схем и схематических рисунков;
- делать выводы, обобщать;
- обсуждать результаты исследований.
Целесообразно изучение курса завершить конференцией, посвящённой беседе по результатам исследований, проведённым учащимися.









Тема №5 (1 час)
Отзыв. Предисловие.
1. Изобретаемречь.
2. Предисловие.
3. Викторина «Полезный топик».
Тема №6 (1 час)
Личное письмо.
1. Виды писем.
2. Творческая работа «Меж собеседниками - мост».
Тема №7 (1 час)
Дневниковые записи. Первые опыты.
1. Что записываем? Как? Зачем?
2. Творческая работа «Дневничок».
Тема №8 (1 час)
Комплимент и похвальное слово.
1. Комплимент.
2. Похвальное слово.
3. Семинар «Закончи фразу».
Тема №9 (1 час)
Интервью в нашей жизни.
1. Назовём вещи своими именами.
2. Как подготовиться к интервью?
3. Тестирование «Хороший ли я интервьюер?»



Учебно-тематический план
№ п/п
тема
к-во
часов
форма контроля

1
С кем ты общаешься?
Общение. Виды общения.
1
Викторина

2
Виды речевой деятельности.
1
Участие в семинаре

3
Узнай меня. Речевые жанры.
1
Тестирование

4
Аннотации бывают разные...
1
Самостоятельная работа

5
Отзыв. Предисловие.
1
Викторина

6
Личное письмо.
1
Творческая работа

7
Дневниковые записи. Первые опыты.
1
Творческая работа

8
Комплимент и похвальное слово.
1
Участие в семинаре

9
Интервью в нашей жизни.
1
Тестирование

10
Красна речь с притчею.
Бывальщины.
1
Игра-КВН

11
Итоговая конференция. Вспоминаем, узнаём новое.
1
Исследовательская
работа


Содержание
Тема №1 (1 час)
С кем ты общаешься? Общение. Виды общения.
1. Сигналы речи.
2. Официальное – неофициальное общение.
3. Викторина «Великая сила голоса».
4. Жесты.
Тема №2 (1 час)
Виды речевой деятельности.
1. Устная речь.
2. Учимся слушать информационную речь.
3. Семинар «Побеседуем?»
4. Можно ли управлять спором?
5. Учимся читать учебную книгу.
6. Учимся отвечать.
Тема №3 (1 час)
Узнай меня. Речевые жанры.
1. Как мы различаем речевые жанры?
2. Вторичные тексты.
3. Тестирование «Узнай меня».
Тема №4 (1 час)
Аннотации бывают разные...
1. Что такое аннотация?
2. Аннотируем новые издания.
3. Самостоятельная работа «Аннотируем любимую книгу».




































15