Отчёт о проведённом уроке по познанию мира «Охрана почвы» в рамках мастер-класса «Опыт формирования познавательной активности учащихся на уроках познания мира».


Отчёт о проведённом уроке по познанию мира «Охрана почвы» в рамках мастер-класса «Опыт формирования познавательной активности учащихся на уроках познания мира».
В рамках проведения мастер-класса «Опыт формирования познавательной активности учащихся на уроках познания мира» в школе- лицее №20 города Актобе, мною был проведён урок познания мира по теме «Охрана почвы» во 2 «В» классе.
Сегодня наиболее актуальной считается такая форма педагогического воздействия на ученика, которая сможет возбудить его активность, поможет приобрести и не потерять интерес к предмету, учитывает индивидуальное восприятие и состояние.
Данный урок базировался на технологиях развивающего и проблемного обучения, которые способствовали не только обучению, но и формировали внимание, память, мышление, воображение.
На уроке были созданы такие проблемные ситуации, которые позволили ученикам мыслить, делать выводы, открывать. Имитировать обстановку открытия позволили средства ТСО. Так при проведении опыта, когда учащиеся рассматривали образцы почвы №1 (взятый с утоптанной тропинки) и №2 (взятый с неутоптанного места), пробовали сжать кусочки почвы, убедились, что под тяжестью воздух из земли уходит, затем, когда бросили образцы в воду и увидели в какой почве воздуха больше, самостоятельно пришли к выводу, что если люди вытаптывают почву, то ухудшаются условия жизни подземных жителей и так как растениям необходим воздух, то они из-за его отсутствия могут погибнуть.
Развитие функциональной грамотности у учащихся хорошо прослеживалась, когда проводился эксперимент с дождевым червяком, к которому поднесли ацетон и он начал подпрыгивать и извиваться. Учащиеся тут же сделали вывод о том, что нельзя допускать выбросы вредных веществ в почву, так как гибнут черви, которые являются главной частью в плодородии почвы.
Вопросы для кроссворда: отмершие остатки растений и животных в земле; животное, которое живет в земле; самая богатая перегноем земля; виновник зарождения оврагов; собирают люди осенью, на полях, садах, огородах и др.), для обсуждения в группах:
-Как выращиваемые фермерами растения обедняют почву? Как с этим бороться?
-Какой вред почве наносит ветер? Как с этим бороться?
- Какой вред почве наносит деятельность человека? Как с этим бороться?
- Какой вред почве наносит вода? Как с этим бороться?
А также вопросы для блиц- турнира:
Какую почву называют царём почв? Почему?
Почему на месте осушения болот вырастают богатые урожаи?
Почему нужно бережно относиться к почвам?
Почему для защиты почвы необходимо сажать растения?
Мы привыкли к тому, что вода в почве – это благо. Если в почве нет воды- растения погибают. Но может ли вода быть горем для почвы? Почему?
Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему?
Как надо охранять почвы?
Были составлены с учётом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей второклассников. Насколько они были интересны и актуальны, можно было судить по тому, с каким азартом на них хотели ответить даже слабые ученики.
Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимися новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Так сценка- диалог «Большое чудо», которую разыграли подготовленные ребята, вызвала большой познавательный интерес и восторг не только у одноклассников, но и у присутствующих гостей. Из неё ребята узнали о таинственном образе жизни дождевых червей: питании, строении, размножении, благоприятном воздействии на плодородие почвы.
Групповое составление эссе «Я почва» позволило развивать творческое мышление школьников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других.
На этапе рефлексии ребятам было предложено выразить свои впечатления об уроке при помощи цветочка либо распустившегося, либо в бутоне, который даст учителю понять, что ученик не до конца раскрыл для себя тему. Цветочки сажали в «почву», которая оказалась настолько «благоприятной», что все 24 цветка в ней тут же распустились.
Таким образом использование выше названных приёмов способствовало
- повышению активности учащихся, росту их интереса к предмету;
-формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
-стремлению устанавливать причинно- следственные связи, существующие в природе.
Учитель начальных классов : Хитрук Т.И.