Выступление на городском семинаре по теме:«Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы через работу в группах»


Выступление на городском семинаре по теме : «Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы через работу в группах»
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ №13
Хлебинская С.А. ( 1 слайд)
1.Концепция модернизации российского образования определила новую парадигму образования, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, определены направления, в том числе и формирование ключевых компетенций, где понятие «компетенция» определяется как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».
Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. (2 слайд)
А это значит, что ученик (в дальнейшем выпускник) должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них.
Тема моего выступления «Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы через работу в группах», поэтому я более подробно остановлюсь на вопросе коммуникативных компетенций.
2. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной личности.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.(3 слайд)
4 слайд - фото
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в группах.
Работая в этом классе, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно задать вопрос, не знали, что делать, если нет ручки или забыл тетрадь, даже произвольное общение ребят часто заканчивалось конфликтом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ученики допускали большое количество речевых ошибок.
В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речевого общения учащихся и требованием общества – развитие личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять эти умения на практике, т.е. в жизни. Содержание опыта работы по теме «Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы через работу в группах» помогает преодолеть вышеназванное противоречие. 3. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
Опыт народной культуры.
Знание языков общения, используемых народной культурой.
Опыт межличностного общения.
Опыт восприятия искусства.
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих:
Коммуникативная способность
Коммуникативное знание
Коммуникативные умения ( 5 слайд)
Основные формы учебной коммуникации:
Монологические формы
речевой деятельности Диалогические формы
речевой деятельности
Выступать с готовой заранее речью
Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать
Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы
Учебная беседа в группах
Сообщать
Дискуссия
Отвечать на вопросы
Ответы на вопросы
Критиковать
Ролевая игра
Доказывать и опровергать
Блиц-турнир
Пересказывать
Защита проекта
( 6 слайд)
Речевая компетентность формируется:
Через обучение содержанию предмета;
Через развитие прикладных исследовательских умений;
Через развитие социально-коммуникативных умений;
Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.( 7 слайд)
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы
1 этап ( 8 слйд)
-Готовность учащихся участвовать в урочном общении.
- Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.
- Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
- Комментировать вопросы или ответы.
-Делать сообщения.
-Рассказывать логично и последовательно.
2 этап ( 9 слайд)
-Простота и чёткость речевого высказывания.
- Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.
-Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко.
-Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.
-Умение использовать риторические вопросы.
- Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.
-Умение регулировать скорость и громкость речевого высказывания.
3 этап ( 10 слайд)
-Умение вести беседу в паре, группе.
- Умение поддерживать беседу.
-Умение вести конструктивный диалог.
-Умение построить дискуссию.
- Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского
языка, литературного чтения, математики и др.
На уроках литературного чтения звучит диалог, живое общение, тренинги.
Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении –
«учиться общению общаясь».
Уроки русского языка предполагают целенаправленное обучение школьников
осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.
На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает
использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия,
дидактические игры и другие.
В результате младшие школьники должны приобрести коммуникативно
значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми,
получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе,
самостоятельно выражают своё мнение.( 11 слайд)
(12-20 – фото) 21 список ли-ры