Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему : Д. ХармсДругу


Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: Д Хармс «Игра»
Цели: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие споcобности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели
урока
- планировать пути решения поставленной проблемы;
- формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
-формирование критического мышления;
-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Предметные результаты:
развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Оборудование: презентация, выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги; карточки (для речевой разминки, с названиями литературных жанров); диск «Электронное приложение к уроку»(аудиозапись стихотворения Д. Хармса «Игра»).
Ход урока
I.Организационный момент.- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка,
рассказ – Вы учите их – они учат вас! ( Слайд 2)
- Сегодня у нас необычный урок.  Давайте познакомимся. К нам пришли гости, поприветствуйте  их.
-Улыбнитесь партнеру по плечу, а теперь партнеру по лицу. 
Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.
II.Целеполагание.- Каким вы хотите видеть наш урок?
- Что для этого нужно?
 -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.
III. Артикуляционная зарядка ( Слайд 3)
Кричал Архип, Архип охрип.Не надо Архипу кричать до хрипу.
- Прочитайте медленно, с интонацией удивления, с восхищением, с ускорением, с замедлением, скороговоркой.
V. Проверка домашнего задания.Какой раздел мы закончили
Какое дом.задание было?
Написать научный рас сказ о своем домашнем питомце.
V Определение темы и задач урока.– Вы, ребята, знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы.
– Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы  «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами.VI.Знакомство с выставкой журналов. ( Слайд 4)
(Учитель показывает детям журналы.)
-А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. Одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж» был  Даниил Хармс. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя.
VII.Защита проекта ( Слайды 5 , 6, 7 , 8)«Знакомство с биографией писателя»1 ученик: Хармс – это псевдоним -Псевдоним – это вымышленное, ненастоящее имя, которое использует человек, чтобы не выдавать настоящие данные, зафиксированные в документах.
- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. Маленький Даниил самостоятельно научился читать в 5 лет, в 6-писать. Мать учила его немецкому языку, отец- английскому. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.   Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. И в английском, и в немецком языках это слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски это звучит как «шарм» что значит «околдовать, очаровать». Тогда, в юности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Постепенно закрепился псевдоним Хармс.
Ученик 2.
После школы Хармс учился в электротехникуме, а вечерами становился актером, выступая на эстраде под именем Даниэля Шармса. Он очень выразительно читал стихи, имел актерский дар, неплохо пел, играл на музыкальных инструментах, оригинально рисовал. Показывал детям фокусы.
Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки, шутки не только в поэзии, но и в жизни. Он постоянно менял таблички с именем на двери. Он всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов есть такие: Шустерлинг, Пустерлинг, Шардам, Дандан, Торопышкин, Колпаков. Чаще всего повторялось имя Хармс.
Ученик 3.
В детстве Даниил любил слушать истории про волшебников, играл в волшебные игры. Волшебники есть и в цирке. Им ничего не стоит вытащить из шляпы ушастого кролика или белый шарик из уха зрителя. Даниил Ювачёв хотел походить на волшебника из цирка. Шли годы, … Даниил понял, что на свете очень много волшебства. Потому – то и захотел стать писателем. Разве писатель - не волшебник? Ведь он управляет вниманием и настроением людей?! Даниил Шарм означало бы – Даниил Колдун, Чародей, но это слишком красиво, а Даниил Хармс -получилось необычно и загадочно.
Ювачев – русская фамилия, а псевдоним звучит по английски. Скажешь «Хармс» - словно громкий удар в барабан или в бубен.
Псевдоним взял, чтобы быть не похожим на отца, так как отец его тоже писал книги.
Ученик 4.
Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе Холмс-Хармс.
   В середине 20-х годов прошлого века Д. Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий- объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.
С каким произведением мы познакомимся, узнаем после того как отдохнём.
Оценивание результатов проекта учителем и учениками.
VIII. Физкультминутка.
 IX. Работа над стихотворением Д. Хармса« Игра» ( Слайд 9)
а) Слушание аудиозаписи стихотворения.
Б)Чтение стихотворения молча.
- Мы прочитали стихотворение Д.Хармса «Игра», в котором увидели игры детей того времени, в которое было написано это произведение.
в) Работа в паре.
- Интересно, а в какие игры играете вы? А теперь мы поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки. За 1 минуту я вас попрошу написать название игр, в которые вы играете. Затем вы обмениваетесь листочками и озвучиваете ответы, записанные на них. Время пошло!
г) Словарная работа ( Слайд 10)
- Понравилось ли вам стихотворение Д Хармса?
- Какие слова вызвали затруднения при чтении?
 -Давайте научимся их читать.
по панели - по тротуару
Ра-зой-ди-тесь- разойдитесь
Сто-ро-ни-тесь - сторонитесь
Па-нель – панель
Д) Проблемный вопрос.
- В стихотворных строчках обычно не меньше трёх- четырех слов, а здесь каждое слово с новой строки. Для чего? ( Чтобы мы при чтении выделяли голосом каждое слово и чтобы получалось ритмично, громко. В каждой строчке каждое слово – главное; не надо искать, где бы поставить логическое ударение).- Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда и целые отрывки текста? (Он тоже играет, только со словами, получается считалка, задается ритм. На самом деле так и играют- все действия повторяются).
Ж)Игра: « Эхо»
Учитель читает дети повторяют.
З) Работа в паре- Найдите в тексте и запишите звукоподражательные слова. (Дети имитируют звуки машины, самолёта и парохода)
Проговаривают ответ один за другим
XI.Домашнее задание по выбору: ( Слайд 11)
1.Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
2.Найти в журналах другие стихи Д.Хармса, приготовиться читать их в классе
3.Подготовить материал из своего любимого журнала (стихи, рисунки)
XI.Рефлексия.- Достиг ли наш урок цели?
-Чему вы научились на уроке? 
Анкета ( Слайд 12)
1. На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным