Выступление на семинаре-практикуме по теме «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках согласно ФГОС НОО»


Выступление на семинаре-практикуме
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках согласно ФГОС»
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.
Сформировать сознательного читателя - сложная задача, стоящая перед начальной школой. В психологии существует термин "процесс развития", который обозначает:
1) необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов;
2) процесс качественной смены норм мышления и деятельности, переход от одних менее совершенных социокультурных форм к другим, более совершенным.
Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие читательские умения.
Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, влиять на определённые анализаторы. Кроме того, ребенок должен читать правильно, чётко, внятно, быстро.
Проблемой формирования читательской самостоятельности занимались ученые О.Ю. Богданова, О.В. Джежелей, А.П. Коваль, М.В. Качурин, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская и др.
Рассмотрим понятие «читательской самостоятельности» в работах разных авторов.
Таблица. Сущность понятия «читательская самостоятельность», предложенная различными авторами
Исследователь Суть взглядов
К. Ушинский Читательская самостоятельность – это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его
Н. Рубакин
Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью
Н. Светловская Читательская самостоятельность – это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан
Г. НаумчукЧитательская самостоятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации
О. Джежелей
Читательская самостоятельность – это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта
С. Дорошенко Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное
Следует остановиться на одном важном компоненте - мотивации, которая является исходной или включённой в процесс принятия учеником учебной задачи для себя и обеспечивающей эффективность всей системы действий и операций чтения. Мотивационный компонент включает в себя сложное взаимодействие и взаимовлияние мотивов целей, познавательного интереса как мотива, а также других разнообразных мотивов (внутренних и внешних, социальных и личных, первичных и вторичных, прямых и опосредованных, естественных и искусственных и т.д.). В результате взаимовлияния мотивов формируется самостоятельная читательская деятельность как совокупность действий и операций, складывается отношение учащихся к выполнению заданий по чтению и к чтению в целом.
Познавательный интерес является ведущим мотивом - целью учебной и читательской деятельности школьников. В начале - это просто желание научиться читать, затем - больше узнать, найти в книге ответы на интересующие их вопросы, удовлетворить познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой.
Однако следует заметить, что среди учителей начальной школы бытует мнение, что формирование познавательных мотивов осуществляется еще до начала активной учебной деятельности детей в школе. На самом деле эти мотивы формируются в процессе самой учебной и читательской деятельности и являются продуктом их правильной организации. При этом следует использовать задания разной степени трудности, стимулировать и поощрять самостоятельное составление учащимися различных учебных задач, перед учащимися ставятся четкие цели, ученики усваивают разные способы получения знаний. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют и читательскую деятельность школьников. Она складывается, если в процессе обучения чтению формируется её основной мотив - потребность читать книги, умение ориентироваться в мире книг.
Основная особенность младших школьников - слабое развитие произвольного внимания. Данная характеристика внимания позволяет сделать вывод о том, что при обучении следует делать упор на развитость непроизвольного внимания. Все известные психологи сходятся во мнении, что главное в обучении чтению - привлечение интереса. Исходя из данных утверждений, можно понять, залог успешного формирования ребенка-читателя - применение разных занимательных заданий и упражнений, литературных игр, организация литературных праздников, деятельность на уроках литературного чтения должна быть разнообразной и интересной для младших школьников.
Научить ребенка читать - эта задача осуществляется на протяжении всего обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного - основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.
В работе с обучающимися могут использоваться различные методы, помогающие сформировать в ребенке навыки читательской самостоятельности.
Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения. Утром, например, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий ученики вместе с учителем подходят к дереву и называют сказки или рассказы, которые они прочитали. На уроке чтения, несколько минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята рекламируют книги. Это способствует развитию интереса к чтению.
Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, "хитрые" вопросы по прочитанным книгам, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.
Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.
Литературные игры - это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными, веселыми, и в то же время очень содержательными. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, узнавание знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.
Таким образом, для развития читательской самостоятельности учеников на уроках литературного чтения наиболее оптимальными методами будут: беседа о прочитанном, обмен мнениями, чтение - рассматривание, специальные упражнения направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры.
Такая работа должна систематически проводиться на уроках литературного чтения. Это позволит привить ученикам интерес к чтению, будет способствовать развитию гармоничной всесторонне развитой личности, и, конечно, поможет воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя.

Список литературы
1. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
2. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. - 2005. - № 6. - С.56-65.
3. Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. - Т., 2004.
4. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. - 2004. - № 3. - С. 10-15.
5. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. - М.: Аркти, 1999. - 160с.
6. Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем / Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 33-38.
7. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - №1. - 2003.
8. Светловская Н.Н. Что такое полноценное чтение с позиций читательской самостоятельности // Начальная школа. - №2. - 2000.