Доклад на тему: Социально-личностное развитие младших школьников в условиях образовательного процесса


Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение « Специальная (Коррекционная) Начальная школа – Детский сад №2», г. Нерюнгри
Доклад на тему: «Социально – личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса»
Выполнила:
Аксёнова Елена Сергеевна
(учитель начальных классов)
Нерюнгри 2016 год
Социализация – развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Это происходит как в процессе приспособления человека к обществу, так и в процессе его обособления в социуме.
Содержание процессов социализации зависит от заинтересованности общества к стремлению сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».
Требования к человеку в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы, и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека. Он становится субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, изменением и самореализацией в обществе.
Можно выделить следующие механизмы социализации для каждого возраста: естественно – культурные, социально – культурные, социально – психологические.
Естественно – культурные, подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определённого уровня физического и сексуального развития, имеющего некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях.
На каждом возрастном этапе человеку необходимо достичь определённой степени своего познания, свойственного той культуре в которой он живёт; усвоить элементы этикета, символики, кинетического языка (жесты, мимика, пантомимика); развивать и реализовывать физические задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, физическое саморазвитие, управление своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями
Социально-культурные – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определённый период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.
В соответствии с возрастными возможностями от него ждут приобщённости к определённому уровню общественной культуры, владения некоторой совокупностью знаний, умений, навыков, определённого уровня сформированности ценностей, участия в семейной жизни и производственно-экономической деятельности.
Социально-психологические, предполагают становление самопознания личности, её самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определённой меры самопознания, наличие относительно целостной я - концепции и определённого уровня самоуважения и самопринятия.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею своей собственной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку жизненных планов. Так, например, в младшем школьном возрасте ребёнку необходимо найти индивидуально приемлемую и одобряемую окружающими позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить уже имеющиеся у него отношения.
В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиций среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворённости результатом и процессом самореализации, что влияет на активность человека в выдвижении перед собой целей, на настойчивость и последовательность в их достижении. Так, например, эффективная социализация предполагает определённый баланс между приспособлением к обществу и обособлением в нём. Человек, полностью приспособленный к обществу и не приспособленный к какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не приспособленный к обществу, также становится жертвой социализации, т.к. отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни. Всё это связано с типом общества, в котором живёт и развивается человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоёв, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.
Следует заметить, что учителю сейчас приходится нелегко. В период политических и социально-экономических преобразований в обществе педагогам необходимо вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителю очень важно верно определить целевые ориентиры в своей педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.
Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема социально - личностного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно по этому, целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребёнка с принципами морали и этики. Задача социально - личностного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Ведь вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, что бы учащийся в течение четырёх лет смог развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника начальной школы. Он складывается из пяти потенциалов личности: социально – личностный потенциал, коммуникативный, познавательный, физический и художественный потенциалы.
Нас, конечно же, интересует социально – личностный потенциал – восприятие и понимание таких ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «дружба со сверстниками», «любовь», «отзывчивость», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в общественных местах. И проведя ряд анкетирований среди учащихся 2-4 классов (37 человек) мы выявили, что у 30 % сформировано такое качества, как «умение прощать», 25% - «послушание», 40% - «любовь к людям», 23% -«внимание», 30% - «патриотизм» и т.д. (см. диаграмму)Учитель может помочь детям осознать эти ценности и установить приоритеты, найти смысл жизни и ценить правду.
Пути решения проблем социального - личностного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.
В воспитании любого социально – личностного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе социального воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование социально - нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами социально - личностного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она, ни в коем случае, не должна переходить в чрезмерную назидательность. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности. Критерием социально - личностного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребёнка.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.
Непосредственное влияние на приобретение социальных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребёнку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребёнка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.
Социализация является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. В социальном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Результат социализации – социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом требуемых данным обществом»
Для того, что бы объективно оценить состояние проблем социального – личностного воспитания на современном этапе, необходимо провести чёткий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент можно сказать, на сколько велико значение данной проблемы, что в школе необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие нравственные представления младших школьников.Список используемой литературы:
Гераскина Ю. Н. “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста” Магу – 2005 г.
Дубровина И. В., Лисина М. И. “Возрастные особенности психического развития детей”. М – 2005 г.
Петровский В. А. “Развитие социальных эмоций у детей младшего-школьного возраста”. М – 2006 г.
Смирнова Е. О. “Детская психология”. М – 2003 г.
Козлова С.А. “Я – человек”: Программа приобщения ребенка к социальному миру//Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1.
Крюкова С.В., Слободняк Н.П. “Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. –2000.
А.В.Петровский. К пониманию личности в психологии//Вопросы психологии. – 1981. – № 2
Бабунова Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие. МаГУ, 2005.
Коломийченко Л.В. “Концепция и программа социального развития детей младшего-школьного возраста”, Пермь, 2002.
Ю.Н. Гераскина “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста”, Магнитогорск, 2005 г.