Внеклассное занятие Поведение в экстримальных ситуациях (5-6 класс)


Поведение в экстремальных ситуациях
Цель: Учить вызывать экстренные службы спасения по телефону, учить принимать решения в экстремальных ситуациях, формировать привычку всегда быть внимательным при играх и прогулках. ознакомление школьников с элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях.
Задачи:
Образовательные: формировать представление у учащихся о том, что мы называем экстремальной ситуацией и где она может возникнуть.
Коррекционные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навыки работы с опорным конспектом, продолжать развивать умение работать с иллюстрациями.
Воспитательные: подчеркнуть, что принятое рациональное решение способствует предупреждению поступков разрушающих здоровье, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, воспитание правовой культуры школьников и навыков выживания в экстремальных ситуациях.
Элементы содержания: Опасность. Опасные и безопасные ситуации. Правила поведения на улицах и дорогах, на воде, в экстремальных ситуациях. «Из любой ситуации выходы есть, возможностей много – их просто не счесть!», случайные повреждения и оказание первой помощи.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Водная часть.
Учитель беседует с детьми о том, что человек иногда попадает в экстремальные ситуации. Главное в такой момент – не испугаться, не растеряться и принять правильное решение. Но случается и такое, что человек сам создает такие ситуации из-за невнимательности, неправильного обращения с окружающими предметами. Дети вспоминают о том, что люди попадают в различные экстремальные ситуации. В этих ситуациях можно вести себя по-разному, но выбранный вариант поведения должен быть ориентирован на сохранения здоровья.
3. Основная часть урока.
Сообщается цель урока. Пусть дети объяснят, что такое в их понимании экстремальная ситуация, и приведут примеры. Учитель записывает варианты ответов на доске. К каждой записанной на доске экстремальной ситуации подбирается вариант поведения. Когда весь перечень исчерпан, учитель делает обобщение. В ходе обобщения дети приходят к выводу, что в сложных и трудных обстоятельствах можно, либо постараться выйти из ситуации, либо принимать меры по само спасению.
Класс делится на 4 – 6 групп. Каждая группа получает карточку - задание, на которой коротко описывается экстремальная ситуация. Дети читают задание, обсуждают свои варианты в группе, распределяют роли участникам, проигрывают сценку перед другими группами и объясняют, почему ими выбран тот или иной вариант поведения. Учитель знакомит детей с номерами телефонов экстренной службы. Они вместе пробуют правильно «вызвать» службы экстренной помощи по телефону.
Окружающее человека пространство можно условно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.), закрытое (школа, дом и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытается сам выйти из ситуации или предпринимает действия по само спасении, то же и в закрытом. В замкнутом же пространстве у ребенка остается два варианта поведения: звать на помощь или самому принимать меры по спасению.
Ребята, сегодня мне хотелось бы предложить вам несколько советов и памяток о безопасности жизнедеятельности.
В жизни человека может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения. Давайте назовем их вместе.
При пожаре это ….(пожарные).
 При тяжелом заболевании это… (врачи)
Чтобы задержать хулигана и обезвредить преступника это… (полицейские)
Учащиеся по картинки должны сами продолжить, и определить
Памятка № 1 (Слайд 2.)
- Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому без родителей дверь не открывай, как бы ни представлялся незнакомец;
- Если пытаются открыть входную дверь, вызывай полицию по телефону «02», точно укажи адрес, а затем с балкона или с окна зови на помощь соседей или прохожих;
- Не входи сразу в подъезд многоэтажного дома, если перед тобой туда вошел одинокий мужчина или молодой парень;
– Не садись к незнакомым или мало знакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.
Задание:
Составь словосочетания по образцу:
Машина - полицейская машина.Жезл - … жезл.Свисток - … свисток.Рация - … рация.Пост - … пост.
Памятка № 2 (Слайд 3.)
 - Избегать в темное время суток улиц и переулков с плохим или слабым освещением, не ходить домой короткими, но опасными, особенно пролегающими через лесопарковую зону, дорогами, дабы сократить путь до дома, так как это очень удобное место для преступников;
- Не доверяйте случайным знакомым;
- Если чувствуешь, что тебя преследует незнакомый человек, зайди в ближайший магазин, любое людное место или попроси взрослого прохожего проводить до дома;
- Не садись к незнакомым или малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.
Задание: Продолжить советы и рекомендации.
Памятка № 3 (Слайд 4, 5.)
- Как правильно вызывать пожарную службу?
- Что и в какой последовательности надо называть:
объект;
что горит;
адрес;
номер подъезда;
этаж;
код (для входа в подъезд);
фамилия;
телефон;
сколько этажей в здании;
есть ли опасность для людей.
Если возгорание произошло в квартире, при этом необходимо помнить:
во-первых, выделяющийся дым очень опасен, он содержит ядовитые вещества от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку;
во-вторых, даже при успешном тушении не теряйте из виду путь к своему отступлению, внимательно следите за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымлённым;
в-третьих, если на вас загорелась одежда: нельзя бежать, это лишь усилит горение, надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.
Задание: Рассмотри фрагмент картинки о пожаре. Расскажи, что здесь изображено. Опиши одежду пожарных. Какая это одежда? Как ты думаешь, из какого материала ее изготавливают?
(Из специального – огнеупорного, защищающего тело человека от огня.) А как называется головной убор пожарного? (Каска.)
Памятка № 4 (Слайд 6.)
- Как можно потушить горящий электроприбор?
отключить электроэнергию, накинуть на него одеяло, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.
нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть!
небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.
при возгорании масла на сковородке необходимо сразу же плотно закрыть сковородку крышкой или выключить плиту.
Задание: Продолжить советы и рекомендации.
Первая помощь при травмах:
Вывихи – смещение суставных концов костей.
Симптомы – боль в конечности, невозможность движений в суставе;
Помощь:
холод на область поврежденного сустава;
обезболивающие средства (анальгин);
создать неподвижность конечности;
доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Перелом (открытый, закрытый) – повреждение кости нарушением ее целости.
Симптомы - резкая боль, невозможность движения в конечности, появление отечности, нарушение ее формы и длины;
Помощь:
наложить шину ( подручный материал);
борьба с шоком или предупреждение его;
доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
Ушиб – механическое повреждение мягких тканей без нарушения целости кожи.
Симптомы – боль, опухоль на месте повреждения, возможен кровоподтек (синяк).
Помощь:
холод (лед, холодная вода);
покой поврежденной части;
при сильном ушибе – доставить пострадавшего в больницу;
- Из-за внезапности травм люди часто теряются, пугаются или действуют неумело. Но если вовремя и правильно оказать медицинскую помощь, то можно избежать серьезного ухудшения здоровья и даже гибели человека. Если ты поранился или тебя укусило животное и из раны течет кровь, не надо пугаться, плакать, впадать в панику. Необходимо быстро обработать края раны йодом или зеленкой. Саму ранку йодом смазывать нельзя. Чтобы грязь и микробы не попали в обработанную ранку, а так же чтобы рана меньше болела, ее нужно прикрыть, забинтовать или заклеить бактерицидным лейкопластырем. Затем как можно скорее обратиться в травм пункт к врачу.
- При падении или внезапном сильном ударе человек может сломать кость. Такая травма называется переломом.
Переломы закрытые и открытые (Слайд 8.)
- Если осколки кости прорвали кожу и видны из кровоточащей раны, то такой перелом называется открытым. В этом случае нужно попытаться остановить кровотечение и обработать края раны. Чаще перелом бывает закрытым. При этом осколки не видны, но поврежденная нога или рука сильно болит, быстро отекает – и на месте перелома возникает бугор. Нужно
Позвать на помощь взрослых.
Обеспечить покой поврежденной конечности, чтобы обломки кости не могли двигаться и вызывать боль.
Наложить шину или ровную дощечку – на поврежденные места так, чтобы их середина была на месте перелома.
Затем обернуть место перелома чем – ни будь мягким.
Обязательно вызвать скорую помощь и показать пострадавшего врачу.
При растяжение связок (Слайд 9.)
При оказании первой медицинской помощи необходимо обеспечить покой и приложить холод к поврежденному месту. На ногу следует наложить шину, а руку зафиксировать с помощью косынки или прибинтовать к туловищу. После этого пострадавшего следует доставить к врачу.
Практическая работа в парах.
Блиц-опрос
Какие модели поведения в экстремальных ситуациях вы знаете? (Звать на помощь, стараться выйти из ситуации, принимать меры по само спасению)
Если вы потерялись на улице, к кому можно обратиться за помощью?(К полицейскому).
Назовите номер телефона пожарной команды, полиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы?(01, 02, 03, 04)
Как определить место купания на водоемах?(По указательному знаку.)
Вы не умеете плавать. Можно ли лежать на надувном матрасе на воде? Почему?(Нельзя, потому что течение вас может отнести далеко от берега, матрас может в любой момент спуститься.)
Чем обрабатывается поверхностный укус собаки?(Теплой мыльной водой, дезинфицирующими средствами, накладывается чистая повязка.)
Ты возвращаешься домой один, в подъезде у лифта встречаешь незнакомого человека. Он предлагает подняться с ним. Твои действия?(Вежливо отказать.)
Ты идешь по улице без взрослых и видишь, что тебя преследует незнакомый человек. Куда ты можешь побежать?(Домой, в дом друга, в школу, зайди в ближайший магазин).
Чем помочь человеку, на котором загорелась одежда?(Накрыть его одеялом или чем-либо подобным, чтобы прекратить доступ кислорода, и продолжать его катать).
Почему от дыма погибает больше людей, чем от огня?(Дым содержит ядовитые вещества.)
Упражнение: «Пожарная, полиция, врачи, газовая служба»
Учащиеся встают по кругу. У ведущего в руках мяч.
Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из четырех слов: « пожарная, полиция, врач, газовая служба», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «пожарная» - название 01 или огонь, огнетушитель, каска и т. д. ; «врач» - название 03 или шприц, градусник, аптечка и т. д.; «полиция» - название 02 или рация, свисток, уголовный кодекс и т. д.; «газовая служба» - название 04 или газ, противогазы и т.д. По ходу выполнения упражнения ведущий побуждает участников увеличивать темп. Упражнения направлено на развитие беглости мышления.
4. Итог занятия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что, на ваш взгляд, самое трудное в данных ситуациях?
- Что было самым интересным?