Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» 8 класс



92710-460375
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Рекомендована Согласовано:_______________ Утверждаю
методическим объединением учителей М. П. Барбар, заместитель директора по УВР
русского языка и литературы «__»___________________2013___ г.
Директор школы ________ Т. Г. Цвентарная

Протокол № от « » мая 2013г

Программа элективного учебного предмета
«Комплексный анализ текста»
8 класс
(уровень, ступень образования)
2013/2014
(срок реализации программы)
Составлена на основе __ на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку с учётом федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5-9 классы»
(наименование программы)
Кержаева Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы
(Ф.и.о. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
Надым 2013


Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «Комплексный анализ текста» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Элективный учебный предмет предназначен для учащихся 8-х классов. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Элективный учебный предмет «Комплексный анализ текста» и предоставляет такую возможность.
Практическая направленность программы: совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности школьников формирование, языковой и речевой компетенции обучающихся; адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика;
Программа включает в себя повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. Каждая тема сопровождается дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы ХIХ – ХХ вв. («Русский язык. Комплексный анализ текста. Малюшкин А. Б. 8 класс».) К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Ученик определяет тему, идею текста, анализирует его структуру, лексику, типичные синтаксические конструкции, особенности авторского языка.
Программа включает базовые знания, умения и навыки, которыми должны овладеть все учащиеся, усвоение теоретических сведений осуществляется через практическую деятельность учащихся при анализе и группировке фактов языка, при проведении синтаксического и пунктуационного разборов, при анализе текста. Изучение данного курса способствует развитию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса, совершенствованию навыка создания собственных текстов разных типов и стилей речи.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентостей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология», адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации в 8 классе Цели программы:
развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребёнка;
формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Задачи:
систематизировать знания школьников;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность школьников;
повышать эффективность формирования познавательной деятельности обучающихся;
формировать навык комплексного анализа текста;
научить через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выявлять выразительные возможности единиц языка.
Особенностью программы элективного учебного «Комплексный анализ текста» является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю)
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности : исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля:
алгоритмы
схемы
таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал);
сочинения,
изложения.
Формы занятий данного курса: лекции, практические занятия.
По окончании курса учащиеся должны:
1. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;
2. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).
3. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.
Учебно-тематический план
№ Тема К-во часов Теор. Практ.
1. Текст. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте. 7 5 2
2 Формы словесного выражения 2 2 3. Роды, виды и жанры словесности 2 2 4. Эпическое произведение 6 5 1
5. Лирическое произведение 6 5 1
6. Драматическое произведение 4 3 1
7. Средства языка художественной словесности 1 1 8. Средства художественной выразительности 5 4 1
9. Творческий отчёт 1 1
10. Тест. 1 1
Всего 35 27 8
Содержание курса
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения. Изображение разговорного языка в художественном произведении.
Роды, виды и жанры словесности. Понятие рода, вида и жанра
Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении.
Лирическое произведение, его особенности. Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Драматическое произведение, его особенности. Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Сюжет драматического произведения.
Средства языка художественной словесности.
Средства художественной выразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.
№ Тема занятия Количество часов Цель
ЗУН Дата
1-
2.
Текст как результат употребления языка.
Комплексный анализ текста. 2 Знакомство с понятием «комплексный анализ текста» Знание определения текста; навык определения темы, основной мысли текста. Определять тему, основную мысль текста 3.-
4-
5. Тема текста и его микротемы.
Работа с основной мыслью текста (идеей).
Смысловые и грамматические связи предложений. 3 6.-
7. Практическое занятие по теме « Текст и его строение» (Текст №4,5,6) 2 Проверка уровня усвоения пройденного материала, навыков учащихся в анализе текста Уметь анализировать текст 8.-9. Формы словесного выражения.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. 2 Продолжение изучения форм словесного выражения. Знать, что такое устная и письменная форма словесного выражения. Уметь изображать разговорный язык в художественном произведении. Уметь анализировать текст 10.-11. Роды словесности.
Виды и жанры словесности. 2 Знакомство с понятиями рода, вида и жанра Знать понятие рода, вида и жанра. Уметь определять род, вид, жанр. 12-13-
14.
Эпическое произведение.
Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения.
3 Знакомство с особенностями эпического произведения, языкового выражения содержания в эпическом произведении, с особенностями анализа эпического текста. Знать особенности эпического произведения, что такое эпическое произведение. Уметь изображать средствами языка характер литературного героя в сюжете произведения. Знать особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении, повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении. 15-16. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении. 2 17. Практическая работа с эпическим текстом. 1 Проверка уровня усвоения пройденного материала, навыков учащихся в анализе текста Уметь анализировать эпический текст. 18-19.
20. Лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения.
Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
3 Знакомство с лирическим произведением, его особенностями. Знать особенности лирического произведения, что такое лирическое произведение, особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
21-22.
Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения 2 Знакомство с двусложными и трёхсложными размерами стиха, со смысловым, эстетическим, ритмообразующим и композиционным значениями. Знать, что такое двусложные и трёхсложные размеры стиха, рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Уметь анализировать лирическое произведение 23. Практическая работа с лирическим текстом. 1 Проверка уровня усвоения пройденного материала, навыков учащихся в анализе текста Уметь анализировать лирический текст. 24.-25.-26. Драматическое произведение.
Особенности драматического текста.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. 3 Знакомство с драматическим произведением, его особенностями. Знать, что такое драматическое произведение, языковые средства изображения характеров в драматическом произведении, сюжет драматического произведения. 27. Практическая работа с драматическим текстом. 1. Проверка уровня усвоения пройденного материала, навыков учащихся в анализе текста Уметь анализировать драматический текст. 28. Средства языка художественной словесности.
1 Знакомство с понятием о средствах художественной словесности Уметь анализировать текст 29.
30. Средства художественной выразительности. Стилистическая окраска слов и предложений. 2 Работа с понятием о средствах художественной изобразительности: метафорой, олицетворением, метонимией, синекдохойи др.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности. Уметь находить в тексте средства художественной выразительности. 31.
32. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Создание собственных текстов. 2 Знать средства словесной образности. 33. Практическое занятие «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля» 1 Проверка уровня усвоения пройденного материала, навыков учащихся в анализе текста Уметь анализировать текст.
34.-35. Творческий отчёт.
Тестирование 2 Проверка уровня усвоения пройденного материала Уметь применять полученные знания на практике. Литература

«Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы».
Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002.
Т.М. Пахнова «Русский язык. Комплексная работа с текстом». – М.: Айрис-пресс, 2006.
С.И. Львова «Уроки словесности. 5-9 классы». – М.: Дрофа, 1999.
.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2012
А.К. Михальская «Основы риторики 10-11 кл.». – М.: Дрофа, 2001.