Выступление по теме Интеграция как способ развития общеучебных умений

Интеграция как способ формирования общеучебных умений

Приоритетность гуманизации российского образования уже ни у кого не вызывает сомнений. Развитие функционально – грамотной личности в процессе обучения становится центральной задачей современного образовательного процесса. Функционально - грамотная личность - это человек, умеющий действовать, решать возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом на позициях гуманизма. Однако помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определённом предметном содержании.
Общеучебные умения
1.Организационные.
Умения организовывать свою деятельность.
2.Интеллектуальные.
Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
3.Оценочные.
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
4.Коммуникативные.
Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Перед педагогами стоит трудная задача развития общеучебных (надпредметных) умений и предметных умений. Возникает вопрос: «Как сделать так, чтобы на уроке была возможность развивать предметные и общеучебные умения, не забывая и о физическом и психическом здоровье?» Ни для кого не секрет, что изменения, которые произошли в нашей жизни за последние годы, серьёзно отразились на мироощущении младшего школьника. Изменились и бытовые условия, и круг общения, и даже система жизненных ценностей. Развитие информационных технологий обрушило на ребёнка лавину фактов, мало доступных для осмысления. Его информированность сочетается с бессистемностью знаний и неумением их применить. Очень часто мы, как педагоги, продолжаем пополнять его информационный багаж, порой, не давая возможности «прочувствовать» эту информацию, увидеть её с разных сторон, тем самым не развиваем умения результативно мыслить и работать с информацией. Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Начальная школа – период бурного развития ребёнка, время интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. У младшего школьника появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Помочь ребёнку в этом может правильно выбранный учителем тип урока. Именно интегративный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребёнка, органически соединить логические и эмоциональные начала, эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии познавательной активности ученика.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию главным образом в следующих случаях:
– при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
– при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
-при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
-при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
-при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Интеграция внутри образовательного процесса способна создать тот фундамент, на котором формируется функционально-грамотная личность. Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребёнка, формирования всесторонне развитой личности. Способствует выявлению тех механизмов, которые помогут создать единую образовательно-развивающую среду на основе целостного взгляда на мир, без которого невозможно его познание. Это достигается путём установления тесной взаимосвязи всех компонентов образования, касающихся не только содержания и форм обучения, но и приёмов и методов воспитания. Интегративный подход позволяет аппелировать к духовному, и воздействовать на душу ребёнка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание сочувствие. Результатом такого подхода является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению В. А. Сухомлинского и даёт «желанное пробуждение мысли».
Уровни интеграции могут быть различными. Наиболее доступный для начальной школы это интегрирование двух предметов.
Затруднения, которые могут при этом возникнуть при проведении интегрированных уроков.
Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное - выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
В-третьих, обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: продумать расположение необходимого оборудования (как правило, при проведении таких уроков используется большое количество наглядного материала), чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; Если необходимо продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал;
В-четвертых, строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках
В качестве основного положения интегративного подхода лежит идея самореализации личности.
Таким образом, интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.


Gђ Заголовок 1Gђ Заголовок 2Gђ Заголовок 3Gђ Заголовок 4Gђ Заголовок 5Gђ Заголовок 6Gђ Заголовок 7Gђ Заголовок 8Gђ Заголовок 915