Учимся уважать себя и других

УЧИМСЯ УВАЖАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ
Цель: формирование осознанного представления об уважении и самоуважении.
Задачи:
- раскрыть значение понятий «уважение», «самоуважение», «уважаемый человек";
- развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
- воспитывать уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего поколения,
родным, близким, друзьям.

Урок 18
Круг радости
Учитель приглашает детей в круг и предлагает спеть песенку «Рыжий, рыжий, конопатый» вместе с героем мультфильма.
Понравилась вам песенка? Вам было весело?
Как чувствовал себя герой этой дразнилки? Почему он на всех обижался?
Я хочу напомнить вам слова, которые мы произносили на прошлом занятии:
Я могу быть маленьким (-ой),
Могу быть большим (-ой),
Могу быть худеньким (-ой),
А могу быть полненьким (-ой),
Могу быть ловким (-ой),
Могу быть неуклюжим (-ой),
Но я такой (-ая), к а к о й (-ая) есть,
И я уважаю окружающий м и р
И хочу, чтобы мир уважал м е н я ! (1-й слайд)

Далее учитель предлагает детям просмотреть отрывок из м/ф «Попугай Кеша» (начало 1-й части). Обсуждается поведение попугая. ( Уважал ли он своего хозяина?)
Т в о р ч е с к а я деятельность.
Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку:
Данияр (вызывающе). Наргиз, дай списать домашнее задание по русскому языку! (Бьёт девочку по плечу).
Наргиз (грустно). Зачем?
Данияр Я забыл его выполнить!
Наргиз Да у меня почерк мелкий, грязно написано! Ты не поймёшь.
Данияр. А ты объяснишь, чтоб мне всё понятно было.
И на математике дашь списать контрольную работу! (Смеётся).
Дима (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.
Данияр О! Тогда ты мне всё решишь! Понятно?
Дима (спокойно). Ничего не понятно, и решать ничего не буду.
Данияр Чего? Ты что, мне грубишь?
Дима (спокойно). Нет, просто не хочу ничего за тебя решать.
Ответьте на вопросы.
- Как бы вы отнеслись к «просьбе» Данияра?
- Кто из героев уважает себя, а кто не проявил уважение к себе?
- Какие советы можно дать Наргиз, чтобы воспитать уважение к себе?

Из приведённых высказываний выберите те, которые характеризуют Диму, Наргиз и Данияра.
( имена записаны на маркерной доске, ребята в группах выбирают номера тех высказываний, которые подходят каждому герою).

Стремится во всем быть главным .
Предпочитает не брать на себя ответственность.
Готов выслушать и понять .
Ведет себя вызывающе.
Хочет, чтобы в любой ситуации все остались довольны.
Спокойно объясняет свою точку зрения.
Никому ничего не уступает.
Отказывается от своего мнения, всем уступает.
Пытается понять мнение других людей, посмотреть на проблему их глазами. (2-й слайд)
Учитель еще раз напоминает о том, что
уважение начинается с себя. Уважающий себя человек никогда не позволит, чтобы к нему относились с пренебрежением, и никогда не будет неуважительно относиться к другим.

У в а ж а т ь себя - значит любить себя, не давать себя в обиду,
вести достойно, а также уважать других людей. (3-й слайд)
Рассматривание картинок, обсуждение поступков. (4-й слайд)
Р а з м ы ш л я е м над ситуацией
Каждой группе выдается карточка с описанием ситуации. Надо определить, как бы поступил уважающий себя и других человек.
Карточка 1.
У Сауле за стеной жила пожилая соседка. Она часто жаловалась, что Сауле играет на пианино именно тогда, когда ей необходимо отдохнуть.
- Вот вредная, - говорила Сауле,- каждый раз ложится отдыхать в два часа дня. А для меня это самое удобное время.

Карточка 2.
В класс пришел новенький. Он был худенький, маленький и на носу у него висели большие очки. В них мальчик выглядел очень смешно. На перемене к нему подошел забияка и силач

Карточка 3.
Света шла домой после занятий. Вдруг, откуда ни возьмись, подбежал рослый мальчик и вырвал её портфель из рук. Хулиган забросил его на крышу беседки и убежал. Рядом
проходили два друга, Марат и Костя...

Карточка 4.
Учитель попросил Алёшу и Каната остаться после уроков и помочь своему однокласснику
Тимуру выполнить домашнее задание по математике. Но и Канату, и Алёше нужно
было скорее идти домой...

После заслушивания решений ситуаций, предложенных каждой группе, и их обсуждения учитель обобщает, акцентируя внимание на том, что думая над своими словами, поступками, надо стараться понять, к а к они будут восприняты другими людьми, к а к повлияют на них. Необходимо помнить, что в основе уважения доброта и любовь.

Далее учитель предлагает вспомнить
Золотое правило уважения относись к людям так,
как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
(5-й слайд)

Игра «Волшебный лучик»
Учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других.
– «Волшебный лучик» помогает видеть в людях только положительные качества. Сейчас мы посветим «волшебным» фонариком. На кого упадет лучик, тот сядет на наш «волшебный стул», чтобы узнать, какие у (Маши, Керима и т.д.) есть качества, достойные уважения.
Учитель предлагает детям назвать качества, достойные уважения, у одноклассника. На лучиках солнышка он записывает называемые детьми качества. После этого ребенку дарится солнышко с «волшебными лучиками». Игру проводят не более трех раз.

Упражнение. Учащимся предлагается написать на лепестках цветка те качества, которые они уважают в себе. Данное упражнение направлено на развитие саморефлексии и самооценки. В процессе учебной деятельности у детей появляется желание формировать положительные качества, чтобы заслужить уважение окружающих людей.
Обобщение
Учитель обращается к детям с вопросом: Что значит проявлять уважение к людям?
Совместно делается вывод: уважение проявляется в вежливой
манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Уважительно
относиться к людям - значит ценить их, вести себя с ними

Круг «От сердца к сердцу»
Пригласив детей в круг, учитель зачитывает вместе с детьми стихотворение.

Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.
Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем
Всегда стремитесь удобрять.
(6-й слайд)
































15