Классный час на тему Умей уважать других


Классный час на тему:
«Умей уважать других»
Учитель Е.О. Туманова г. Таганрог
Цель: раскрыть важнейшее нравственное понятие «уважение» и на конкретных примерах показать, что значит уважительно относиться к другим людям.
План-Вступление. Анализ понятия «Уважение».
-Просмотр видео урока «Учимся вежливости»
-Основная часть. Анализ ситуаций. Дискуссия. Игра «Что угодно для души?». Выбор изречений, суждения о них.
-Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
1. Вступление
Педагог. Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия уважение (читает).
«Уважение— почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств».
«Уважение—форма общения и мотивированное чувство.».Что их роднит?
А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означает словосочетание чувство собственного достоинства. Вы, наверное, слышали, как о человеке говорят: «У него есть чувство собственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство себя, своего "Я"».
А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.
А на чем же должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или... Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.
Уважение, как форма общения — этика, достойное внешнее поведение по отношению ко всем людям, реализуется через безупречность — «Ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других».
Уважение, как мотивированное чувство — это признание достоинств и заслуг других людей (уметь ценить лучшее в людях, их достоинства, изучать их, углублять отношение).
акад. Миание М.Ю.
2. Основная часть
Педагог. А теперь давайте проанализируем две ситуации.
Ситуации пренебрежения и неуважения других
Ситуация 1
Саша пришел в новую школу в 8-й класс. Скоро стало ясно: ровный характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.
Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обращали внимания. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя. Возможно, ее предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смягчить отказ, он сказал:
Я не понимаю, какой смысл в таком докладе? Именно Вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул в сторону класса,— это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...
Ситуация 2
В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:
Встретил знакомого (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.
Потом он обошел стол, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, каждому сидящему фамильярно протягивая руку. За столом юноша был говорлив, вел себя оживленно, на весь вечер завладев застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
Похожи ли эти ситуации? Чем? (Ответы учащихся.) Да, верно, герои очень ценят себя, уважают себя как личность, но пренебрежительно относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?
Кто решает, как определить, что достойно, а что нет? Почему мы с вами пришли к выводу, что оба юноши в описанных ситуациях вели себя недостойно? Да, ценность деяний человека определяют опыт предыдущих поколений, многовековая культура. Так возникла и этическая культуpa как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение «общечеловеческие ценности». Мы говорим: «он вышел из этой ситуации достойно», «он не достоин этого звания» или «он достоин большего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.
А как вы понимаете, что значит уважать других? Это значит жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям или, как говорил известный философ И. Кант, «с нравственным законом в душе».
Проводится игра «Что угодно для души?». Игре предшествуют слова:
В этой маленькой корзинке
Много качеств разных есть,
Всех их нам не перечесть.
Выбирая, не спеши:
Бери, что важно для души.
Ребятам учитель предлагает импровизированную корзинку. Каждый ученик вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, вписывая то или иное нравственное качество.
Педагог. Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности,— это и значит уважать других. Обратимся еще к одной ситуации.
Рассмотрим еще одну жизненную ситуацию.
Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один из погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном суденышке в море. В трех милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палубных решеток. Один из друзей признался, что не умеет плавать.
Командование на себя взял Игорь:
Приказ № 1: каждому, держась за обломок мачты или деревянную решетку, медленно плыть к берегу, работая только ногами. Приказ № 2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.
Как повел себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?
Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.
Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.
Изречения набраны на компьютере и разложены на партах.
«Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в религиозном уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он — человек, и потом уже за его личные достоинства...».В. Г. Белинский
«Наиболее полно и концентрированно выражается воспитанность и нравственная культура в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство».Ф. Бэкон
«Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства».Ф. М. Достоевский
«Большая ошибка — мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь».И. Гете
«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения».М. Монтень
«Сомнение в своем достоинстве — малодушное самоуважение».В. Шекспир
3. Подведение итогов
Педагог. Наш разговор подошел к концу. Какой вывод вы сделали для себя? (Ответы учащихся.)
Ребята, в романе Ч. Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек — сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить: то, что направлено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы вы каждый свой поступок оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: «Он, она — достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор.
«Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в религиозном уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он — человек, и потом уже за его личные достоинства...».В. Г. Белинский
«Наиболее полно и концентрированно выражается воспитанность и нравственная культура в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство».Ф. Бэкон
«Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства».Ф. М. Достоевский
«Большая ошибка — мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь».И. Гете
«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения».М. Монтень
«Сомнение в своем достоинстве — малодушное самоуважение».В. Шекспир
-3467101384935
УВАЖЕНИЕ!