Из опыта работы Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников


Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции.
Одной из основных задач воспитывающей деятельности классного коллектива Ирина Витальевна выделяет формирование личности с активной гражданской позицией, которая проявляется в конкретных делах. Учитель организует, направляет и создает такие условия, при которых воспитанники смогут проявить свое отношение к людям, обществу и окружающему миру в деятельности. Поэтому неотъемлемой частью воспитательной работы является формирование патриотизма. В классе организуются мероприятия по созданию проектов гражданско-патриотического направления: "Мой прадедушка и моя прабабушка», групповые проекты ко Дню Победы, творческие проекты по созданию военной техники, совместно с родителями создан видеоролик «Память на века». Гарипова Карина является призером муниципального этапа областного конкурса проектов «Я помню! Я горжусь!». Ученики принимают активное участие в конкурсе рисунков и газет «День Победы», встречаются с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и локальных войн, соревнуются в кроссе «День памяти жертвам Беслана», посещают школьный краеведческий музей в рамках мероприятий, посвященных Дню Неизвестного Солдата и уроков Мужества, участвуют в конкурсе военно-патриотической песни, в конкурсе «Письмо ветерану». Ребята состязаются в силе, ловкости в военно-спортивной игре «Зарничка» и в состязаниях «А, ну-ка, мальчишки!», выступают с литературной постановкой «Не забыть мне это никогда».
Главной задачей воспитательной работы с классом, по мнению педагога, является сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления. Структура деятельности носит сменный характер, так как важную роль в становлении коллектива играет лидерство – от этого зависит успешность решения организаторских задач. Ученики в классе определяются в группы. Каждый ребенок имеет поручение. Цель такой деятельности заключается в том, чтобы каждый ученик побывал в роли командира, развивая коммуникативные способности, творческие и лидерские качества. Эффективность организации деятельности классного самоуправления подтверждается положительными результатами: в коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания, сотрудничества и психологического комфорта, а также высоким уровнем сплочённости классного коллектива.
Участие в социально-значимых проектах способствует приобретению гражданского самосознания, влияет на становление нравственной и эстетической культуры ребенка. Ученики Ирины Витальевны являются активными участниками акций: «Помощь ветеранам», «Письмо ветерану», «Свеча памяти», «Открытки ветеранам», «Бессмертный полк». Вместе с родителями дети проявляют заботу о ветеранах и пожилых людях. В процессе социально-значимой деятельности ученики Ирины Витальевны становятся непосредственными участниками ее организации, задумываются о реальных проблемах, связанных с какими-либо событиями. Неотъемлемой частью таких проектов стала тесная связь с Центром «Забота», куда воспитанники приходят с целью оказания посильной помощи пожилым людям (приносят теплые вещи, общаются, поздравляют с праздниками, выступают с концертами). Стали традициями классного коллектива такие акции, как «Помоги собраться в школу», «Помоги детям из детского дома».
В результате активной позиции классного коллектива И.В. стало очевидным, что у воспитанников формируется позитивный опыт и готовность личного участия в реализации социальных проектов.