Формирование конструктивного копинг-поведения одаренных учащихся посредством развития коммуникативных навыков


Формирование конструктивного копинг-поведения одаренных учащихся посредством развития коммуникативных навыков
А.Е. Сейлханова, КГУ «Школа-интернат для одаренных детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области
С.Н. Крюков, КГКП «Костанайский педагогический колледж» Управления образования акимата Костанайской области
Как отмечает С.И. Карпова, представления о детской одаренности значительно расширились за последнее десятилетие, и потенциально одаренными принято считать сегодня 15—30 % детей от общей возрастной выборки, а не 1—3 %, как считалось раннее [5]. При этом в процессе социализации в современном обществе одаренный ребенок испытывает множество проблем, таких как эмоциональная незрелость, выраженность поведенческих и эмоционально-волевых нарушений, неуверенность в себе, тревожность в ситуации межличностного взаимодействия, и как результат — состояние дистресса. Этот факт доказывает важность создания условий переживания состояния эвстресса, вследствие которого у одаренных детей формируются потребности в преодолении трудностей.
Проблема одаренности в Казахстане имеет государственное значение, в послании Президента РК Н.А. Назарбаева указывается на развитие талантливой и одаренной молодежи. Казахстанскими учеными активно ведется научно-исследовательская работа в данном направлении [9].
Для более глубокого и адекватного понимания последующего материала, определим основные понятия:
Психологический стресс - процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию (В.А. Бодров) [2].
Копинг-поведение - динамическая характеристика, которая в совокупности с внутренними индивидуально-личностными ресурсами отражает адаптационный потенциал личности (Е.Р.Исаева) [4].
Стратегии копинг-поведения - комплекс навыков, используемых для контроля и управления любыми сложными обстоятельствами. Люди, группы и организации, которые находятся под воздействием дистрессового события, прибегают к различным копингам (Н. Агазаде) [1].
Психологическая разгрузка - комплексная система поддержки психологического и физического здоровья человека, имеющая целью быстрое и качественное снятие нервно-психического напряжения, расслабление человека и восстановление его физических и психических сил (С.Н. Крюков) [7].
Повышенная эмоциональная чувствительность, эмоциональная неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения являются одним из факторов, усугубляющим школьные трудности. Эмоциональная неуравновешенность, тревожность, боязнь общения, замкнутость, являясь особенностями психики, сформированными под воздействием экзогенных и эндогенных факторов, являются причинами социальной дезадаптации и конфликтности, девиантного /отклоняющегося / поведения.
Для стабилизации эмоциональной сферы личности разработан и используется целый комплекс специальных средств: дыхательная и мышечная релаксация, биологическая обратная связь, аутогенная тренировка, медитативные техники.
По мнению Т.Л. Крюковой, если принять широкое определение копинга как сочетания адаптивного поведения, решения проблем и стресс-менеджмента, то обучение совладанию можно определить как обучение жизненным навыкам с целью увеличения психосоциальной компетентности одаренного обучающегося [8].
На сегодняшний день существует большое количество тренингов совладающего поведения, как западных, так и отечественных авторов. Среди них Forman (1993) (предлагает широкий спектр видов тренинга навыков совладания) [3], Моник Бокертис (Boekartis, 1996) (приводит обобщенный алгоритм направленного обучения человека навыкам копинга), М. Селигман (1992, 1995) (в рамках позитивной психологии исследует возможности роста оптимистичных, устойчивых к стрессу и быстро восстанавливающихся детей, программа «Пирамида оптимизма»), Э. Фрайденберг (1997) (настаивает на использовании юмора при фасилитации копинг-навыков у молодежи) и др.
Для формирования конструктивного копинг-поведения у учащихся школы-интерната для одаренных детей Озат нами был адаптирован базовый уровень программы формирования конструктивного копинг-поведения, разработанной Крюковым С.Н. [6].
Цель курса: формирование конструктивного копинг-поведения обучающихся школы-интерната для одаренных детей Озат.
Задачи курса:
-совершенствовать знания обучающихся о теории стресса;
-формировать навыки конструктивного поведения в стрессовой ситуации;
Реализация программы формирования конструктивного копинг-поведения может носить как явный, так и скрытый характер.
Скрытая реализация программы позволяет избежать предвзятого отношения обучающихся, а также деятельности одаренных детей по получению «реакции одобрения» со стороны тренера. Рассмотрим детальнее возможности реализации базового уровня программы.
Если идет скрытая реализация программы, то обучение строится следующим образом:
1.В ходе занятия предлагается сделать перерыв и в качестве разминки используется одна из техник снятия напряжения.
2.После обучения технике проводится обратная связь, в рамках которой обсуждаются возможные аспекты и последствия ее использования.
3.Обучающимся дается установка на использование техник в повседневной жизни.
В случае явной реализации программы обучающимся озвучивается стратегическая цель программы – формирование конструктивного копинг-поведения через развитие умения применять конструктивные стратегии, на каждом занятии вводится специальная пяти-десятиминутка, в рамках которой рассматриваются не только техники преодоления стресса, но и изучается теоретический материал, углубляющий понимание обучающимися сущности конструктивного копинг-поведения.
Использование конструктивного копинг-поведения – один из факторов сохранения психологического здоровья человека. Подготовка одаренных детей, конструктивно преодолевающих стресс, – маленький, но важный шаг в реализации программы «Казахстан 2050». Только личность, физически и психологически здоровая, мыслящая критически, способна быть подлинным гражданином своей страны и заботиться о ее процветании.
Литература:
Агазаде Н. Копинг-стратегии во время кризиса. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 25.11.2015).
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. - СПб.: Питер, 2002.
Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 c.
Карпова С.И. Проблема детской одаренности на современном этапе развития отечественного образования: монография. Одинцово: АНОО «Одинцовский гуманитарный университет», 2008. — 151 с.
Крюков С. Н. Основы конструктивного копинг-поведения: учебно-методической комплекс / сост. С.Н. Крюков. – 2-е изд. – Костанай: Костанайский педагогический колледж, 2015. – 140 с.
Крюков С.Н. Основы психологической разгрузки: учебное пособие /С.Н. Крюков. – Костанай: Костанайский педагогический колледж, 2014. – 74 с.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни [Текст]: дис. ... доктора психологических наук /Т.Л. Крюкова ; науч. конс. В.В. Знаков ; Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2005. - 473 с.
Сейлханова А.Е. Развитие коммуникативных навыков у одаренных подростков: монография/А. Сейлханова, С. Крюков, А. Маканова. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. – 232 с.