Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках музыки.


Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках музыки.
Профессиональный стандарт педагога предполагает, что при осуществлении воспитательной деятельности каждый учитель обязан осуществлять ряд трудовых действий. Одним из таких является, деятельность по формированию толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. С 2001 года в России была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», однако эта проблема до сих пор остается острой и является актуальной как с теоретической, так и с практической стороны.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости».
Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, принятие себя и других. 
Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.
В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.
Влияние музыки на толерантное поведение личности подтверждено различными социологическими и психологическими исследованиями, в которых подчеркивается, что большой музыкальной кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными слоями общества, а одним из кирпичиков прочного социального мира может быть широкое и всеобщее музыкальное образование, психологически сближающее людей и обращающее «чужое» в «свое».Цель музыкального образования средствами музыкального искусства в общеобразовательных школах трактуется так: познакомить детей с музыкальным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов.
Среди задач, конкретизирующих цель музыкального образования средствами музыкального искусства, можно отметить следующие:
         - формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;
-       воспитать любовь к России, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;
-       воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;
-       познакомить с различными жанрами русской народной музыки, а также историей, бытом, традициями народа.
-       сформировать навыки интонирования народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений,
-       развить способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства.
Музыкальное образование в общеобразовательных школах представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:
1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.
2. Уважай другие народы, другую культуру.
3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью.
 
В связи с этим, большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.
Важность патриотического воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
 Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения обучающегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России.
Знакомя детей с народными песнями о природе, с песнями композиторов о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Песни: «Наш край» Д. Кабалевского, «Здравствуй, Родина, моя» Ю.Чичкова, «С чего начинается Родина» В. Баснера – все они являются неотъемлемой частью воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств.
 Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов, исполнителей позволяют понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины. Показывая взаимосвязь музыкального  искусства разных народов, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.
Воспитание   патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Особенно ценной, в этом отношении является ария Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин», которая неотразимо действует на душу ребят. Они осмысливают красоту подвига во имя Родины. И ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир», где герой размышляет о судьбах своей страны, спасении Москвы.
В 6 классе, размышляя о правде и красоте в искусстве, мы вновь слушаем арию Сусанина, чтобы ещё раз осмыслить красоту подвига во имя Родины - этого высшего проявления силы и благородства человеческого духа.   
 Разговор о силе духа, мужестве идёт при знакомстве с произведениями о Великой Отечественной войне. Это «Шёл Ленинградский паренёк», «Баллада о солдате», «Дороги», «День победы», и др.
Героические образы присутствуют и в классической музыке.            
Это прежде всего 5 симфония Бетховена, «Богатырская»  симфония Бородина, кантата Прокофьева «Александр Невский», 7 симфония Шостаковича и др.
 Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках музыки ведется на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., Они помогают воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.
Раздел программы «Музыка моего народа» — имеет особое значение для патриотического воспитания обучающихся. Дети знакомятся  с характерными особенностями русской музыки, учатся любить народную музыку. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры.
Большое значение в процессе работы отводится интернациональному воспитанию учащихся. Целью уроков является формирование первоначальных представлений о многообразии музыкальных традиций народов разных стран, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Учащиеся поют: «Перепёлочку», белорусскую народную песню, «Петушок», латышскую народную песню, «Веснянку», украинскую народную песню. Слушают музыку народов Закавказья, Средней Азии, Прибалтики.  Здесь  решаются главные задачи поликультурного воспитания: воспитание уважения к культуре другого  народа и помочь детям почувствовать и понять самобытную красоту музыки других народов.
Очень показателен раздел 3 класса: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ или язык музыки понятен всем народам», где происходит расширение представлений об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства разных народов мира. Дети поют «Заход солнца» норвежского композитора Грига, чешскую «Польку», «Песню итальянских пионеров» «Вишню» японскую народную песню и др., слушают музыку композиторов разных стран.        
Таким образом, усвоение знаний даёт возможность ученикам почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.   
Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и толерантности, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии  учителя, наблюдения и   размышления   самих   учащихся,   направляемые   учителем, — все должно    помогать    постепенному    решению    этой    «сверхзадачи».
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
 Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность ее особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной. Особенно трудно объяснить словами музыку духовную. Духовная музыка – это музыка религиозного содержания. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несет в себе проявление высокого духа. Духовность – как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает ребенку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной. Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Сегодня люди тянутся к духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка, в ней – наша национальная основа, наша духовность и нравственность.
Одним из изучаемых разделов является раздел - «О России петь – что стремиться в храм». В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви». В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский, княгиня Ольга и князь Владимир…
Таким образом, усвоение знаний дает возможность ученикам почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.
Не случайно каждый учебный год начальной школы начинается с раздела «Россия-Родина моя». Особое внимание уделяем Гимну России. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание. Надо объяснить младшим школьникам, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить весь народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.
Уроки эстетического цикла, музыка в частности, имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят и на уровне сознания и на уровне эмоций и чувств. Подбирая соответствующий материал (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), мы тем самым способствуем воспитанию толерантности, способствуем выработке преемственности мышления, приверженности национальному и интернациональному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии.