Тренинг с педагогами Развитие навыков конструктивного общения


Педагог-психолог высшей категорий
Кумаржанова Кенжегуль Алиповна
Г.Усть-Каменагорск,
Восточно Казахстанская область,
Республика Казахстан.





Тренинг с педагогами
«Развитие навыков конструктивного общения»

Цель: Формирования коммуникативных навыков, совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне, навыков эмпатии и рефлексии.
Задачи:
- расширение возможности установления контакта в различных ситауциях общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людми;
- овладение навыками эффектифного слушания;
- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

Самооценка коммуникативных навыков «лестница коммуникативного мастерства»
Инфоромационное сообщения о невербальных каналах коммуникации:
Глаза и контакт с помщью глаза;
Жесты;
Позы;
Тактильное ощущения;
Дистанция во время общения;
Упражнение «Визуальное чувствование» –все садятся в круг.
Инструкция: я вас прошу каждого внимательно посмотреть на остальных и запомнить как можно большее количество лиц участников.Через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и пытаться представить себе лица других членов группы. Фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить.
После выполнения группа делиться своими ощущениями.
Игра «Через стекло» - общение на невербальном уровне
Задания на игру :
Поеедем на рыбалку.
Принеси пожалуйста мне покушать.
Помоги подготовиться к контрольной работе.
Дай пожалуйста списать.
Завтра сходим в кино.

«Дискуссия» - группа разбиваются на тройки:
- «глухой, немой» но в его рсапоряжении зрение, жесты и мимика;
- «глухой паралитик» он может говорить и видеть
- «слепой и немой» он способен слышать и показывать
Задание : договориться о месте, времени и цели встречи.
«Передача движения по кругу».
Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет в свою очередь что именно он передовал.


Техника активного слушания.
Список наиболее типичных приемов слушания:
Глухое молчание.
Угу-поддакивание, да-да,ну,кивание и.т.п.
Эхо – повторение последних слов собеседника.
Зеркало-повторение последней фразы с изменением порядка слов.
Паровоз – передача содержания высказывания партнера другими словами.
Побуждение – междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и что дальше?» «Давай-давай» «Ну и..»).
Уточняющие вопросы – типа «что ты имел в виду, когда говорил...?»
Наводящие вопросы – типа «что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим.
Оценки,советы.
Продолжение – когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим «подсказывает слова».
Эмоции – «ух-ах-здорово, смех, ну и ну-и прочие»
Нерелевантные или псевдорелевантные высказывания – высказывания , не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («кстати о музыке..»)

Упражнение
Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий.
Задача слушающих: внимательное выслушивание в течение 2-3 минуты «очень скучного рассказа».
Рассказчикам дается инструктаж как сделать рассказ «очень скучным» (отзываются в сторону).
Рассказчикам пердлагается описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы №1. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения.

РАССКАЗЧИКАМ:
Суть не в том что рассказ «скучный», а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рекомендуется вам после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок,жест,слова и т.п.). если в течение 7-10 секунд выражения реакции отсутствует, следует продолжить рассказ в течении еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего.
На этом упражнение прекращается.
Расскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти реакцию слушающих (отсутствие реакциий классифицируется как глухое молчание).
Схема №1
Номера такта
название
Основная цель
Уместные реакции

1
Поддержка
Дать возможность выразить говорящему свою позицию.
Молчание
Угу-поддакивание
Эхо
Эмоциональное сопровождение

2
Уяснение
Убедиться, что вы адекватно поняли собеседника.
Уточняющие вопросы
Парофраз


3
комментирование
Высказывание своей точки зрения
Оценки
Советы
комментарии


Можно включить анкетирование до или после упражнения, на усмотрение ведущего.
Анкета «Умеете ли вы слушать других?»
Инструкция: перед вами 16 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить утверждением «да» или « нет». Следует помнить что нет правильных и неправильных ответов, поскольку люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае вы сможете лучше узнать себя. Заранее благодарим вас!
Ждете ли терпеливо, пока другой закончит говорить и даст вам возможность высказаться?
Спешите ли вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?
Слушаете ли вы лишь то, что вам нравиться?
Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?
Отвлекаетесь ли вы, когда собеседник излагает свои мысли?
Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие – либо несущественные?
Мешают ли вам слушать предубеждения?
Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?
Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?
Всегда ли вы слушвете собеседника?
Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставила его говорить именно так?
Принимаете ли вы во внимание тот факт, что вы с собеседником можете говорить о разных вещах?
Допускаете ли, что у вас и у вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
Пытаетесь ли вы выяснить, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?
Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?
Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах ?

При обработке результатов подсчитывайте колличество ответов «да»
Интерпритация
6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т.е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации – когда молчать и слушать, а когда говорить. Требуется обучения к навыкам эффективного слушания.
От 7 до 10 баллов – средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.
10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людми).

Подведение итогов работы группы:
Участники группы обсуждают, что помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время работы в группе. Не следует называть те которые не могут быть изменены (природные, физиологические).