Консультация для родителей и воспитателей на тему: Работа родителей и воспитателей по развитию речи для детей с нарушениями зрения

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 56»

















Консультация для родителей и воспитателей на тему:
«Работа родителей и воспитателей по развитию речи для детей с нарушениями зрения».













Подготовила
Воспитатель
Пономарева О. Н.















г. Березники, 2015








У слепых детей при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров "речь развивается примерно в те же сроки, что и у зрячих" (Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье / под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова), т. к. глубокое нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ребенка речи. И если у слепого ребенка к 3 годам отсутствует фразовая речь, это должно насторожить родителей, ребенка следует показать специалисту.
В то же время, в развитии разговорной речи слепого ребенка имеются специфические особенности.
Первой особенностью являются трудности в овладении правильным звукопроизношением и артикуляцией звуков речи. Это связано с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движениями губ говорящего взрослого, за его мимикой, соответствующей определенной интонации, с которого произносится каждая фраза.
Поэтому речь слепого ребенка обычно бывает маловыразительной, невнятной, малоразборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) бывает недостаточно развит. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков "Р" и "Л".
Второй, и наиболее важной особенностью речевого развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Это связано с тем, что малыш лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация с помощью осязания, еще скудна.
Трудности, связанные с первой особенностью развития речи слепых детей, постепенно устраняются или не являются существенными, если в воспитании ребенка использовать следующие приемы.
Обучая малыша произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно провести его руками по своему лицу, губам.
Обучению правильной артикуляции, произношению и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется.
развитию разговорной речи детей также способствуют специальные дыхательные упражнения, в процессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как "Подуем на кашку", "Подуем, как ветер". Чтобы ощутить "ветер", ребенок дует на свою руку.
Теперь обратимся ко второй особенности развития речи слепого ребенка.
Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому особенно большое внимание нужно уделять ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осязательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия.
Особое внимание следует обратить на следующее. Установлено, что "уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальце рук" (Кольцов М. М. Ребенок учится говорить). Если ребенок может совершать изолированные движения пальцев (например, показать один, два пальчика) - это говорящий ребенок. Напротив, если пальцы напряжены, вялы, сгибаются и разгибаются только вместе, нет изолированных движений, то ребенок - неговорящий.
В отношении слепого ребенка развитие тонких движений пальцев рук важно еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого также значимы, как глаза для зрячего.
Учитывая это, к развитию тонких движений пальцев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую роль в этом могут оказать игры-потешки, такие, как "Сорока-белобока", "Пальчик-мальчик". Взрослый произносит текст, а малыш по одному загибает или разгибает пальчики.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Знакомя ребенка 2 - 3-го года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо называть их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует называть его сразу. Сначала надо спросить: "Что это?" - и дать время ребенку поманипулировать с ним. Это очень важно, т. к. впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно задавать этот вопрос как взрослому, так и самому себе. Только в этом случае будет активно осуществляться познание ребенком окружающего мира.
Выполняя действия, в которых, так или иначе, участвует ребенок (одевание, кормление и др.), нужно называть и комментировать каждую операцию, выполняемую родителями (воспитателями), и каждый предмет, с которым совершается действие. Говорить надо четко , быть немногословным, так чтобы ребенок понял, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. поскольку незрячий ребенок не может наблюдать за действиями взрослого, слово приобретает особенно важное значение в овладении действиями и приобретении навыков. Оно, насколько это возможно, должно быть неразрывно с действием, с обследованием предметов.
Так, посадив ребенка 3-го года жизни за стол, взрослый говорит: "Сейчас мы будем кушать. Тарелка пустая, посмотри (следует обследование тарелки). Надо налить суп. Я сейчас возьму большую ложку (показывает) и налью его. Слышишь, как льется суп? Он горячий. Потрогай тарелку (прикасается рукой ребенка к теплой тарелке)...". Со временем ребенку достаточно лишь назвать действие, чтобы он понял, о чем идет речь, и это отразиться как в его высказываниях, так и в действиях (будет показывать дно пустой тарелки, называть действия, которые предстоит выполнять взрослому и т. д. ).
Нужно учить ребенка подражать различным звукам (как лает собака, как мяукает кошка, как капает вода, как гудит машина и т. д.).
Наряду с тем, что речь становиться для ребенка средством общения, она постепенно начинает выполнять и регулирующую функцию. Это значит, что слово взрослого начинает регулировать поведение ребенка. Первыми словами-регуляторами поведения ребенка становятся слова "можно", "нельзя", глаголы в форме повелительного наклонения, типа "ешь", "иди" и т. п.
На 2-м году жизни, с появлением первых слов в активной речи ребенка, нужно начинать учить его выполнять простейшие движения по просьбе взрослого: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове "дай" и , что труднее, учить протягивать руки ко взрослому при словах "на", "возьми". При словах "иди ко мне на ручки" ребенок начинает протягивать руки ко взрослому, ориентируясь на звук его голоса.
На 3-м году жизни, с развитием фразовой речи, ребенок становиться способен выполнять простейшие поручения: "Подойди ко мне", "Положи куклу,,,". К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.
Для развития речи и мышления ребенка полезны поручения, выполнение которых требует понимания предметов. Например: положить игрушку на диван, на стол, в коробку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т. д.
Вначале, если необходимо, надо направлять руки ребенка или даже брать его в свои руки. Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под перевернутую коробочку и искать спрятанное. Для того чтобы ребенок убедился, что предмет пропал, его руками надо провести по столу и коробочке, произнося:" Где игрушки? Спрятались". Затем его можно научить приподнимать коробочку и доставать игрушку из-под нее.
Важную роль в развитии речи ребенка играют потешки, стихи, сказки. Слушая и повторяя за взрослыми слова потешки или простого по структуре стихотворения, предназначенного для маленьких слушателей, ребенок учится правильному произношению слов, учится подчинять свою речь ритму стиха, усваивает новые слова. Кроме того, развиваются внимание и память ребенка, необходимые при прослушивании и самостоятельном повторении произведения. Вначале ребенок повторяет за взрослым лишь отдельные слова, и здесь еще рано говорить о понимании им содержания всего произведения и даже отдельных слов. Это понимание придет позже.
При выборе произведений необходимо обратить особое внимание на те их них, которые требуют выполнения определенных действий при произнесении тех или иных слов. Например, читая ребенку стих-е А. Барто "Идет бычок, качается ,,," , взрослый учит ребенка показывать, как качается бычок, как он кивает головой.
Действия, сопровождающие слова, способствуют лучшему пониманию их смысла, усвоению отдельных слов. А как следствие - ребенок повторяет отдельные слова или все стихотворение с выражением.
Для объяснения ребенку 3-го года жизни содержания прочитанного могут служит игрушки. Например, читая потешку: "Киска, киска, киска брысь! / На дорожку не садись; / Наша Катенька пойдет - / Через киску упадет", ребенку дают хорошо знакомую ему куклу и показывают, как может упасть Катя.
Читая стихотворение А. Барто "Уронили мишку на пол", можно дать ребенку в руки мишку и в конце стиха пожалеть мишку вместе с ним.
Пройдет немного времени, и постепенно слово станет одним из важнейших средств познания ребенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.
15