Мастер – класс для педагогов групп компенсирующей направленности «Игры, которые помогают»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок»
Подготовила:
Батыркаева С.А.
педагог – психолог
1 квалификационная категория
Мастер – класс для педагогов групп компенсирующей направленности
«Игры, которые помогают»
г. Оса, 2016 г.
Цель:  Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов работы с песком на световых столах в условиях детского сада. 
Задачи:
Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. 
Познакомить с технологией песочной терапии.
Обучить практическим навыкам работы на световых столах с песком с детьми групп компенсирующей направленности.
Оборудование: ноутбук, презентация, световые столы с песком, набор мелких игрушек, влажные салфетки, цветные стикеры, картинки для рефлексии: мясорубка, чемодан, корзина.Участники: 12 педагогов групп компенсирующей направленности.
Длительность: 45 минут
Конспект мастер – класса:
Педагог - психолог: Добрый день уважаемые участники мастер – класса. Прежде чем начать нашу работу, я хочу вас спросить: какие ассоциации вызывает у вас слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников мастер-класса)
- Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых. Вспомните, какое удовольствие водить ладонями по песку, а самое увлекательное строить из него волшебные замки и ощущать покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой. А главное – время совершенно не ощущается при взаимодействии с песком.
Сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений арт-технологии – игры с песком на световых столах и показать возможности ее использования в работе с детьми ОВЗ. В нашем детском саду 7 групп компенсирующей направленности, которые посещают дети, имеющие трудности звукопроизношения, речевого развития, недостатки интеллектуальной сферы. Значительная часть воспитанников имеет трудности развития социально - эмоциональной сферы (нарушения самооценки, тревожность, низкий уровень коммуникативных качеств и навыков, агрессивность, слабость произвольной регуляции деятельности). Именно таким детям рекомендованы игры с песком, так как оно способствует ускорению развития мышления, речи и умственных способностей, способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей.
Полезно игры с песком и гиперактивным детям. В ходе занятия ребенок становится спокойней, уходит чрезмерная энергия, появляется внутренний покой, приходит умиротворение, ребенок учится лучше понимать себя и свое окружение. Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.
Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. Песок имеет уникальное свойство поглощать отрицательную психическую энергию и стабилизировать эмоциональное состояние. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.
Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. 
Игры с песком разнообразны: – Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также способствуют коррекции звукопроизношения.– Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. – Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр можно проводить психологическую диагностика, коррекцию и развитие ребёнка. – Психотерапевтические игры  помогают ребенку выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
И сегодня мы с вами поближе познакомимся с играми, которые помогают снять нервное напряжение, учат правилам взаимодействия и бесконфликтному общению, снижают агрессию, избавляют от застенчивости, повышают самооценку.
Уважаемые педагоги, предлагаю занять места за песочными столами. Обратите внимание, столы голубого цвета, что символизирует небо. Если включить голубую подсветку, то дно – это вода. В данный момент, стол являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Положительно влияет на отношения в семье и коллективе.
Наши столы имеют разноцветную подсветку и ее обязательно надо использовать в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, так как влияние того или иного цвета полезно не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.
1.Упражнение «Чувствительные ладошки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя на работу с песком.
Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок.
Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок.
Сделайте максимально высокую горку, у вас должна получиться самая высокая горка.
«Песочный дождь»: возьмите в ладонь песок и сделайте низкий песочный дождь, затем средний и, наконец, самый высокий дождь, тот, который очень любят дети.
– Отследите, какой дождик вам понравился больше всего? Какого размера дождик соответствует вашему настроению на данный момент?
Вопросы для обсуждения:
– Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было? (ответы участников)
Играя с ребенком в песочнице, сначала всегда взрослый рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши и его ощущения будут не совпадать. И здесь наша задача – не навязывать своего мнения.
2.Упражнение «А мы рисуем»
Цель: совершенствование координации движений, мелкой моторики. Развитие творческого воображения.
Из своей кучки песка создайте круглую тарелочку: разровняйте песок в форме круга, толщиной в пальчик. Пользуясь двумя мизинчиками, распишите свою тарелочку так, чтобы она понравилась не только вам, но и вашему соседу.
Из своей красивой тарелочки сделайте квадрат, толщиной в пальчик, с ровными стенками. И в своем квадрате, используя только отпечатки пальцев, создайте образ животного, которое вас восхищает. Постарайтесь сделать его правдоподобным и понятным для других. Спросите у соседа, понятно ему кого вы нарисовали?
Вопросы для обсуждения:
– Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания? (ответы участников)– В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему? 
3.Упражнение в парах «Песочный поединок»
Цель: формирование умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации.
Придумайте по 1 – 2 оригинальных способа перемещения песка на сторону соседа.
Зарывание в песок разных частей кисти (пальце, ладони, и т.д.) Придумайте по 2 – 3 нестандартных способа.
Действие по образцу. Один ведущий, второй ведомый. Ведущий выполняет любые действия с песком, задача ведомого: в точности повторить все действия, соблюдая ритм, эмоциональное состояние ведущего.
Упражнение наоборот: противоречия, способствует снятию напряжения, агрессии. Один игрок выполняет движения с песком, второй придумывает это действие наоборот. Например: первый поднимает песок, второй его прихлопывает, один рисует квадрат, второй – круг, один – замедляется, второй – ускоряется.При выполнении упражнения внимательно следите за партнером, его темпом ловите его движения.
Вопросы для обсуждения:
– Что вы чувствовали при выполнении данного упражнения? (ответы участников)
Данные упражнения очень хорошо вводят в контакт детей, помогают им раскрепоститься, повышают самооценку.
4.Упражнение «Пальчиковый поход»
Цель: развитие мелкой моторики, исследовательского интереса, пространственного мышления.
Сделайте из песка круг, ведущий берет три игрушки, и показывает их партнеру. Партнер закрывает глаза, ведущий размещает в круге эти игрушки. Задача партнера: с закрытыми глазами, исследуя все пространство двумя пальцами (указательным и средним) обойти весь круг микрошагами и найти игрушки.
Вопросы для обсуждения:
– Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания? (ответы участников)Упражнение очень хорошо снимает усталость, способствует развитию тактильных ощущений, чувства пространства, вызывает исследовательский интерес.
5.Упражнение «Дружные ладошки»
Цель: развитие межполушарных связей, креативного мышления, совершенствование способов саморегуляции.
Наберите песок в обе руки и одновременно двумя руками нарисуйте круги.
Теперь точно таким же способом нарисуйте два цветка. Образы справа и слева могут быть разными, но смысл в том, что упражнение выполнялось оно двумя руками одновременно, именно в этот момент начинают работать оба полушария сразу. После того, как вы нарисовали, мизинчиками прорисуйте контуры своих цветов, чтобы они обозначились. Небольшой тест на творческое мышление: если вы нарисовали ромашку, тюльпан или розу, вы абсолютно стандартный человек, если у вас какой-то другой цветок, то вы обладаете задатками креативности.
Теперь попробуем нарисовать одновременно двумя руками разные цветы. Каждая рука выполняет свое действие. Точно так же прорисовываем контуры цветка, но уже безымянными пальцами.
Вопросы для обсуждения:
– Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка? 
– Что для вас было самым трудным? (ответы участников)
Данное упражнение способствует повышению самооценки детей. Даже если ребенок не умеет рисовать, у него все равно получается что-то необычное, неординарное. Он чувствует себя успешным, самодостаточным.
6.Упражнение «Дом моей мечты»
Цель: развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, формирование положительных чувств и эмоций.
Одновременно двумя руками рисуем один дом, в котором мне всегда хорошо, который я люблю. Затем, большими пальцами обеих рук прорисуйте контуры этого дома.
Вопросы для обсуждения:
– Какие эмоции, чувства вы испытываете сейчас, скажите одним словом. (ответы участников)
Один из принципов в этой работе гласит: не важно, что ты делаешь, важно – в каком состоянии ты это делаешь! Мы сбрасываем все ненужное, абстрагируемся, происходит обнуление, в результате которого возникает ощущение радости и легкости.
На этом мы заканчиваем работу с песком. Разровняйте песок на поверхности стола, положите на него ладони, закройте глаза. Повторите вместе со мной волшебные слова: «Мне спокойно и хорошо. Настроение веселое и радостное. Я не обижаюсь и не грущу, а главное, ни на кого не злюсь!»
7.Упражнение «Аплодисменты»
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
8.Рефлексия
Цель: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление процесса и результатов деятельности.
На мольберте рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Участникам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мероприятии.
Чемодан – информация была интересная, полезная, пригодится в дальнейшей работе.
Мясорубка – информацию переработаю и, возможно, буду использовать в своей работе.
Корзина – мне это ненужно, всё выброшу.