Конспект открытого урока Разнообразие цветков. Соцветия. Охрана редких растений Донбасса


Открытый  урок    по  биологии  в  6  классе
Тема урока:    Разнообразие   цветков. Соцветия. Охрана редких видов
Цель урока: продолжить формирование комплексного представления
                      о растении  через знания о цветке как органе, необходимом
                      для размножения покрытосеменных.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.
2. Ввести понятие «соцветия», разъяснить их биологическую роль.
3. Изучить классификацию цветков.
4. Продолжить работу с биологической терминологией.
Развивающие:
1. Продолжить  развивать познавательный интерес,
2. умений и навыков работы с  текстом учебника.
3. Продолжить развивать у учащихся внимательность, умения  делать выводы, обобщать, находить сходство и различие.
Воспитательные:
1. Раскрыть эстетическую ценность цветков.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения  во  
        время урока, приобщать учащихся к научной деятельности.
 
Оборудование для урока: мультимедийный проектор, экран, школьная доска фотографии, схемы и плакаты, позволяющие   иллюстрировать строение и разнообразие цветков и  соцветий,  мультимед. Презентация, таблица «Органы цветкового растения», таблица «Строение цветка», иллюстрации «Цветы», фрагмент видеофильма «Вальс цветов»
Базовые понятия:
цветок, соцветие, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.
Концепция урока: 
опираясь на знания школьников об органах растений, показать
строение цветка и соцветия в связи с их функциями.
Тип урока: изучение нового материала
 
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядно-образный.
                                   
Ход урока:
1. Организационный момент: (приветствие)  
          Учитель: Послушайте стихотворение
Дитя солнца
Когда солнце восходит к силе, 
начинаю я просыпаться,
ведь становятся дни длиннее –
я во тьме не люблю оставаться.
Расцвету и на солнце весело
я смотрю золотым глазком,
а к вечеру просто закроюсь -
не хочу знать, что будет потом
 Как вы считаете, о чем говорится в этом стихотворение?
В начале урока нарисуйте смайлик, изображающий ваше сегодняшнее настроение.
2. Проверка домашнего задания
                     
Учитель: -Ребята что мы изучали на прошлом уроке?
-Дети, а кто знает из каких частей состоит цветок?                                                    
 Презентация Слайд № 2 - 3
    Задание № 1 (письменно в тетради)
   Правильно составь   пары из слов правой и левой части.
           
      1.     Главные части                         А)   чашелистик
                                                                Б)    столбик
      2.       Околоцветник                        В)    лепесток
                                                                 Г)      завязь
      3.    Пестик                                       Д)      пестик, тычинка
                                                                Е)     пыльник
      4.     Тычинка                                   Ж)      тычиночная нить 
                                                                 З)   рыльце
Проверка   1- Д, 2 – А,В,  3 – З, Б,   4 – Ж, Е.
 
3. Актуализация опорных знаний    и мотивация учебной деятельности
 
Эмоциональный элемент: несколько учащихся читают подготовленные стихи о цветах. 
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в полисады и жилища
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище.
Язык цветов Татьяна Лаврова
Язык цветов родился на Востоке...Его создали женщины, любя.Они хотели яркие восторгиДарить любимым, красок не щадя...Если ты сегодня загрустила,Примула печали утолит.Флокс тебя наполнит тайной силой,А подсолнух – солнцем озарит!Если час свиданья наступает,Колокольчик время сообщит.Незабудка память освежает,А бессмертник – доброту хранит.Львиный зев обозначает славу,Васильки – доверие и кров.На ромашке нагадаешь правду,Роза щедро дарит нам любовь...Ландыш нам приносит обновление.Лилия нам дарит чистоту!Маргаритка дарит вдохновение,А гвоздика – страсть и остроту....Сколько же цветов прекрасных, ярких!Сколько тайн они в себе хранят?Пусть их будет больше – нежных, жарких.Пусть нам дарят все цветы подряд!
Учитель: Конечно, цветок – самый яркий и заметный орган растения. Ему во все времена поэты, художники и музыканты посвящали свои произведения.  В начале урока вы слушали фрагмент музыкальной композиции, кто узнал его? (Дети отвечают). Посмотрите на иллюстрации, вывешенные в классе: мир цветов многообразен. Существует много легенд о появлении цветов на нашей планете, давайте послушаем некоторые из них.
Легенда. Цветок-радуга. Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…
Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы. Три лепестка, сложенные в заостренный конус, три других отогнуты книзу, а по окраске – все цвета радуги! Кому не известен этот простенький, но очаровательный цветок? В германии этот цветок за форму листьев носит название меч-лилия. В Египте цветы ириса были символом красноречия, а в Аравии, наоборот считались символом молчания и печали. В Японии и поныне устраивают на исходе весны ханами – праздник созерцания ирисов. В этой стране можно повсюду встретить изображения ириса: его листья, похожи на мечи, и поэтому считают, что они пробуждают в мужчинах мужество. Слова ирис и воинский дух в японском языке обозначаются одним и тем же иероглифом.
Вот такой разный он, этот цветок-радуга, вместе с огнем подаренный Прометеем человечеству.
Легенда. Вестница надежды С сиренью связаны у нас прежде всего воспоминания о весне, о чудном месяце мае, когда пробудившаяся от зимнего сна природа укрывает деревья и кустарники свежей зеленью, засеивает луга пестрыми цветами.
Научное название сирени – Syringa. “стон Сиринги в тростнике звучит”, – писал Шиллер в одном из своих стихотворений. Поэтический образ навеян великому немецкому поэту одним из древнегреческих мифов.
…Бог лесов и полей Пан с рождения был безбразен – рогат и бородат, да еще и с козлиными копытцами. Но, как говорится, сердцу не прикажешь. Влюбился молодой пан в прекрасную, как майское утро, лесную нимфу Сирингу. Всюду бродил Пан, преследуя красавицу. Однажды он издали увидел Сирингу в дремучем лесу и захотел догнать ее. Тогда нимфа в ужасе взмолилась Артемиде: «Спаси меня от позора!». Та превратила нимфу в  душистый куст сирени, расцветающий каждую весну. А безутешный пан отломил ветку сирени, сделал из нее свирель и уже никогда с ней не расставался. Когда в часы тихой грусти или буйного веселья Пан начинал играть на свирели, в лесу замолкали птицы, а в поле стихал ветерок. И казалось, в этот момент можно было услышать трепетное дыхание самой земли, когда она чистая, нежная, еще девственная, просыпается под лучами солнца и отдается ему вся, в кротком поцелуе первой зари.
Мы благодарны сирени за ее веселый куст, за то, что по весне она первой распускает свои зеленые листья, а осенью позже других сбрасывает их. Но сколько надежды, тепла, солнца таится в каждом лиловом ее букете! Качнется цветущая ветка под легким ветром – и осыплет тебя дождем из лепестков…
Легенда. Спутник дождей.
Горят закапанные воском, Цветы, заженные дождем…(Б.Пастернак)
Легенда о происхождении этого цветка уходит в глубокую древность. Прекрасный, равный красотой самим богам олимпийцам сын царя Спарты Гиацинт подружился с богом-стреловержцем Аполлоном. Они вместе охотились, занимались гимнастикой. Однажды состязались они в метании тяжелого бронзового диска. Метнул Аполлон свой диск высоко к облакам, Гиацинт подбежал к тому месту, где должен был упасть диск, хотел поскорее подобрать его – показать сопернику, что и сам не уступает ему в ловкости и силе. Только случилось несчастье…Ударил тяжелый диск со страшной силой Гиацинта в голову. Рухнул со стоном юноша на землю, и кровь из его раны густо окрасила темные кудри. Апполон хотел исцелить юношу, но все понапрасну: была неисцелимою рана…Кровь, между тем, что, разлившись вокруг,  траву запятнала, кровью уже не была: на этом месте вырос цветок…»
Это всего лишь легенда. Впрочем, похожа на легенду и достоверная история рождения гиацинта. Однажды у берегов Голландии затонул в шторм генуэзский корабль. Обломки его прибило к берегу. А, спустя несколько недель дети, игравшие на песчаной отмели, заметили почти у самой кромки прибоя невиданный прежде цветок. У него были такие же листья как у тюльпана, только стебель был сплошь усажен множеством красивых цветочков, похожих на маленькие лилии. Цветы необычно пахли, и никто не мог понять, откуда здесь появилось такое диковинное чудо. Все это случилось в 1734 году. Цветы, случайно занесенные в Голландию морем, стали называть гиацинтами, что в переводе с греческого означает «цветок дождей», видимо потому, что цветение гиацинта приходилось на сезон дождей.
4. Постановка целей и задач урока
Откройте тетради и учебники и запишите тему урока: «Разнообразие цветков. Соцветия» 
Цели нашего урока:
1. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.  
2. Рассмотреть понятие «соцветия», разъяснить их биологическую роль. 
3. Развивать у учащихся внимательность, умения делать выводы, обобщать, находить сходство и различие.
 
5. Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков
Скажите, а все ли растения имеют цветы? (Дети отвечают)
Учитель: Цветы – это органы цветковых растений. Самое яркое и значительное явление в растительном мире – это цветение . Цветки разных растений отличаются друг от друга формой, размерами, окраской, цветут в разное время. После цветения, на месте цветка развивается плод, в котором созревают семена.
Учитель: Значит, цветок относится к какой группе органов растения? – репродуктивные ( от латинского «репродуктио» - воспроизведение) – этот термин нам уже знаком. То есть, цветок - это орган семенного размножения растений
    Несмотря на все многообразие цветков, у них всех есть общие черты строения.  Давайте познакомимся со строением цветков более подробно.
            Запись в тетрадь:   РАЗНООБРАЗИЕ   ЦВЕТКОВ ( схема)
Чем же еще цветки разных растений отличаются друг от друга?                  
1. Среди цветов есть такие, у которых имеются только пестик или только тычинки. Их называют однополыми. Такие цветки есть, например, у огурца, кукурузы, тополя.
2. Те цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими.
3. А те, у которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими.
4. Большинство цветков являются обоеполыми, то есть, имеющими в своем строении тычинки и пестики. 
5. Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такое растение называется однодомным.            
6. А у тополя на одних деревьях живут только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают нас в начале лета вездесущим пухом.
7. Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков - она сростнолистная.
8. А вот у астры каждый чашелистик сам по себе. Чашечка получается      пушистая, как и сам цветок. Такая чашечка – раздельнолистная.                          
9.Теперь сравним венчик лютика и венчик колокольчика. Конечно, они различаются по цвету. А в чем еще различие? (У лютика венчик состоит из отдельных лепестков - это раздельнолепестный венчик. А у колокольчика все лепестки срослись. Такой венчик называется сростнолепестным)
10. Околоцветник может состоять из чашечки и венчика, как у ромашки. Тогда он называется двойным                                                                                
11. Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Как у красавца тюльпана. 
А сейчас давайте прослушаем 2 стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники.
Одуванчик Владимир Степанов
Одуванчик придорожныйБыл, как солнце золотым,Но отцвёл и стал похожимНа пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугомИ над тихою рекой.Буду я тебе, как другу,Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветраЗолотые семена,Чтобы солнечным рассветомВозвратилась к нам весна.
Подснснежник
У занесенных снегом кочекПод белой шапкой снеговойНашли мы синенький цветочек,Полузамерзший, чуть живой.Должно быть, сильно припекалоСегодня солнышко с утра,Цветку под снегом жарко стало,И он подумал, что пора!И вылез, Но кругом все тихо,Соседей нет, он первый здесь,Его увидела зайчиха,Понюхала, хотела съесть.Потом вздохнула, пожалела:«Уж больно тонок ты, дружок!»И вдруг пошел пушистый, белый,Холодный мартовский снежок.Он падал, заносил дорожки,Опять зима, а не весна!И от цветка на длинной ножкеЛишь только шапочка виднаИ он, от холода синея,Головку слабую склоня,
Сказал: «Ну что ж, я не жалею,Ведь началась весна с меня!»
- Ребята, а как вы думаете, чем отличаются цветы одуванчика от цветов подснежника? 
Соцветия 
Учитель: В природе есть растения, которые имеют одиночные цветки, но есть и растения, у которых цветки собраны в соцветия.
Задание классу: найдите в учебнике определение соцветия (дети отвечают, учитель конкретизирует).
Соцветие – это группа цветов, расположенных близко один к другому в определенном порядке. 
В соцветиях обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей.
 Основная функция соцветий –привлечение насекомых – опылителей. 
Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:
 схема в тетради ( учитель называет тип соцветия и дает ему определение, дети пользуясь учебником называют растения с данным типом соцветия)
 
                                    Соцветия бывают простыми и сложными. 
                                                     простые                            сложные
    
                                                      кисть                                             колос
                                                    зонтик                                           метелка
                                                    колос                                              зонтик
                                                  корзинка
                                                  головка
                                                   початок
Задание классу: найдите в тексте параграфа   описание значения   соцветий в природе и жизни человека.
Значение цветков и соцветий для человека:
1) употребление в пищу (соцветия брокколи)
2) эстетическое наслаждение 
3) аромо терапия – лечение запахами определённых цветов
6. Закрепление нового материала.
Учитель: Ребята, закрепим новый материал и ответим на следующие вопросы.
 Сделаем это с помощью игры “третий лишний” (письменно в тетради )
Обратите внимание, на записанные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы определить какое из них лишнее и объяснить, почему вы так считаете.
Рыльце, столбик, лепесток
Пыльник, венчик, тычиночная нить
упражнение «Узнай меня» (устно)
1.Я-генеративный орган растения, обеспечивающий половое размножение растений (цветок)
2.Я главная часть цветка, обеспечиваю мужской пол цветку (тычинка)
3.Я - состою из лепестков и являюсь самой заметной частью цветка (венчик)
.4. Я – главная часть цветка, обеспечиваю женский пол цветку (пестик)
Из предложенных слов составьте название соцветий 
1, Кот + щи=
2.Ёлка +тем=
3.Зина+ крок=
7. Подведение итогов, рефлексия
Учитель: Мы с вами разобрали строение цветка, узнали, какие они бывают. 
 Я думаю, что выражу наше общее мнение, что цветок – это одно из самых прекрасных явлений природы.
 Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Поэтому я призываю вас помнить о том, что каждый может внести свой посильный вклад в дело охраны природы: не кидать мусор, не обламывать ветки у растений и даже просто неумеренный сбор дикорастущих цветов может принести вред природе.
Учащийся читает подготовленный стих о цветах.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы-
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
 Ребята, вот и заканчивается наш урок.   Оцените свою работу на уроке и ваше настроение в конце урока. Нарисуйте смайлик в тетради и сравните его с тем, который нарисовали в начале урока. Изменилось ли ваше настроение? 
8. Домашнее задание: п. 20 читать, устно ответить на вопросы. Творческое задание – легенда о цветке.
Вы сегодня поработали отлично, и в награду я предлагаю вам познакомиться с самыми необычными цветами и соцветиями!