Сценарий организационно-деятельностной игры Проектируем будущее — проектируем успех!


Автор: Абрамова Лариса Владимировна, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска
Сценарий
городской организационно-деятельностной игры
«ПРОЕКТИРУЕМ БУДУЩЕЕ – ПРОЕКТИРУЕМ УСПЕХ!»
МБУ ДО «ДТДМ» города Смоленска 7 апреля 2015 года
Цель: определение уровня подготовки гагаринцев, прошедших обучение в 2014-2015 учебном году в городской школе актива, путем разработки и защиты проектов решения проблем социально-значимых для Смоленской детской городской общественной организации имени Ю.А. Гагарина.
Задачи:
совершенствование самоуправление в дружинах СДГО имени Ю.А. Гагарина через включение детского актива в проектную деятельность;
развитие навыков работы в проектной группе;
развитие творческой инициативы и социальной активности детей и подростков.
Оборудование:
эмблема СДГО имени Ю.А. Гагарина;
ведомость для регистрации участников игры;
по двадцать жетонов с №№ 1, 2, 3, 4, 5;
таблички с номерами 1, 2, 3, 4, 5;
ноутбук;
мультимедийная презентация «Организационно-деятельностная игра «Проектируем будущее – проектируем успех!»;
фильм, посвященный 70-летию Великой Победы;
фонограммы (фанфары, на награждение победителей, инструментальная музыка).
Оборудование для каждой рабочей площадки:
ведомость для регистрации членов группы;
2 листа ватмана;
фломастеры, маркеры;
простой карандаш, ластик;
4 листа формата А4.
ХОД ИГРЫ
С-1. На экране слайд №1 «Организационно-деятельностная игра «Проектируем будущее – проектируем успех!»
Ф-1. Звучит музыка (фанфары).
Ведущий:
Здесь собрались самые лучшие,
Юность сегодняшних дней.
Те, кто берет высоты и кручи,
Кто любит дела потрудней!
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня в этом зале собрались активисты и лидеры школьных гагаринских дружин, которые в течение года проходили обучение в городской школе актива.
Поводом для нашей встречи стала городская организационно-деятельностная игра «Проектируем будущее – проектируем успех!»

Дорогие ребята, в процессе игры мы определим уровень вашей подготовки, насколько прочные и глубокие знания вы приобрели за время обучения в школе актива, как вы умеете применять их на практике.
Сегодня все вы станете авторами-разработчиками проектов подразделений Совета дружины СДГО им. Ю.А. Гагарина, которые помогут вам совершенствовать самоуправление в ваших школьных гагаринских дружинах.
Проект (от латинского projektus – брошенный вперед) - это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в жизнь. Это создание уникального продукта, которого никогда раньше не было, за определенный ограниченный промежуток времени. ( В нашем случае за время игры)
Ваши проекты будет оценивать экспертная группа в составе:
Ирина Викторовна Масютина, заместитель директора Дворца творчества детей и молодежи по научно-методической работе.
Валентина Николаевна Арсентьева, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 6.
Елена Геннадьевна Короткова, старшая вожатая гимназии №4.
Разрешите познакомить вас с порядком проведения игры.
С-2. На экране слайд № 2 «1-ый этап. Введение участников в игру».
Наша игра будет проходить в четыре этапа.
1-ый этап. Введение участников в игру.
Этот этап будет проходить в актовом зале. На нем вы познакомитесь с основами самоуправления в гагаринской дружине, получите знания, необходимые для разработки проекта.
2-ой этап. Работа в проектных группах.
Будет проходить на рабочих площадках, где вы под руководством опытных наставников в течение 40 минут будете разрабатывать проект на тему «Подразделения Совета дружины СДГО им. Ю.А. Гагарина».
3-ий этап. Презентация и защита группами проектов.
На этом этапе мы снова все вместе соберемся в актовом зале, где вы будете представлять разработанные вами проекты.
4-ый этап. Подведение итогов игры.
На данном этапе экспертная группа даст свое заключение о разработанных вами проектах и определит победителей. Авторы-разработчики лучшего проекта будут награждены грамотами и призами.
Ребята. Для того чтобы вы успешно справились с заданием необходимо актуализировать ваши знания о самоуправлении в СДГО имени Ю.А. Гагарина. Давайте все вместе вспомним, что такое самоуправление?
Самоуправление – это участие детей в руководстве и делами своего коллектива (отряда, дружины, организации).

Подскажите, пожалуйста, как называется высший руководящий орган СДГО?
(Высшим руководящим органом Организации является городская Конференция.)
Как часто собирается городская конференция?
(Раз в год.)
В промежутке между конференциями работой СДГО руководит высший исполнительный орган Организации - Совет.
При Совете создается Палата полномочных представителей дружин (ППД). Раньше ППД называлась СПП – совет полномочных представителей.
Прошу поднять руки тех, кто в настоящее время является членом ППД. Спасибо. Очень приятно, что в нашем зале есть гагаринцы, которые работают в ППД.
А теперь перейдем к самоуправлению в школьной дружине.
Как называется высший орган самоуправления дружины?
(Верно, высшим органом самоуправления в дружине является общий Сбор.)
Как часто проводятся общие Сборы?
Общий Сбор проводится не реже двух раз в год по решению Совета дружины.
Общий сбор:
принимает решения по важнейшим вопросам деятельности дружины;
открытым голосованием избирает коллективный исполнительный орган управления – Совет дружины во главе с председателем;
принимает решения о приеме и исключении из членов Организации;
избирает открытым голосованием делегатов Конференции СДГО от дружины, полномочного представителя в палату полномочных представителей дружин (ППД).
В перерывах между Сборами работой дружины руководит исполнительный орган самоуправления. Ребята, подскажите, как он называется? (Совет дружины).
В него входят по одному представителю от отрядов второй и третьей ступеней саморазвития гагаринцев. Подскажите, пожалуйста, как называются эти ступени? Гагаринцы каких классов находятся на них?
Первая ступень - «Испытание делом», 2-4 классы.
Вторая ступень - «Доверие», 5-6 классы.
Третья ступень - «Инициатива и творчество», 7-9 классы.
Совет дружины:
организует исполнение в дружине решений Конференции и Совета Организации;
организует работу дружины, гагаринские дела внутри дружины;
разрабатывает и выносит на обсуждение общего Сбора положение о дружине, планы работы дружины;
координирует работу отрядов, групп стажёров, постоянных и временных объединений;
проводит выборы и школы актива;
готовит и проводит смотры, соревнования, общие сборы, линейки, конкурсы, рейды, праздники и другие мероприятия;
работает во взаимодействии с Советом Организации, палатой полномочных представителей (ППД).
Для организации разносторонней работы в дружине могут создаваться различные объединения (подразделения) по видам деятельности. Они могут назваться по разному: сектора, комиссии, комитеты, центры, министерства, штабы, посты, команды, дозоры и т. п.
Объединения имеют свои названия: «Досуг», «Забота», «Пресс-центр», «Экология», «Культура», «Здоровье», «Патриот», «Правопорядок» и т.п. В состав объединений входят представители гагаринских отрядов, выполняющие поручения, соответствующие направлениям деятельности объединений. Например, объединение «Олимп» может быть сформировано из организаторов спортивных дел отрядов 5-11 классов.
Каждое объединение выполняет определенные функции. Например:
Объединение «Досуг»:
организует концерты;
отвечает за проведение недель книги, театра, музыки, кино и т.п.;
готовит праздничные приветствия;
обеспечивает проведение дискотек, вечеров, утренников;
организует экскурсии, выходы в кино, театр;
агитирует за запись в кружки.
Объединение «Вожатый»:
проводит работу с младшими школьниками;
готовит учащихся начальных классов к вступлению в СДГО;
проводит ритуал приема;
оказывает помощь младшим школьникам в проведении праздников, игровых программ;
проводит подвижные перемены.
Каждое объединение работает по своему плану, организует, готовит и проводит мероприятия по направлению своей деятельности.
Например, в план работы объединения «Вожатый» могут входить следующие дела:
Подвижные перемены для учащихся 1-4 классов.
Праздник «Посвящение в первоклассники».
Экскурсия в гагаринскую комнату.
Беседа «Символы и ритуалы гагаринцев».
Презентации «Наша школьная дружина», «СДГО имени Ю.А. Гагарина».
Ритуал приема в СДГО им. Ю.А. Гагарина.
и другие.
К делам предъявляются определенные требования. Они должны быть:
Разнообразными (праздники, концерты, конкурсные программы, экскурсии, операции, акции и другие).
Полезными.
Реалистичными (выполнимыми).
Ребята, мы вспомнили органы самоуправлении организации и дружины. Мне хочется надеяться, данная информация поможет вам при работе над проектом «Структурные подразделения Совета дружины СДГО им. Ю.А. Гагарина».
Разрабатывая проекты, вы должны будете:
Определить сколько подразделений будет работать при Совете дружины.
Придумать им названия.
Определить их функции, то есть чем данные подразделения будут заниматься.
Разработать план работы подразделений на учебный год. (По 3-4 мероприятия, за подготовку и проведение которых будут отвечать подразделения.)
Определить по какому принципу будут формироваться подразделения, кто в них будет входить.
Разрабатывать проекты вы будете в группах. Номера групп, в которых вы будете работать, написаны на карточках, которые вы получили при регистрации. Еще раз внимательно посмотрите на них. Активисты, получившие
белые карточки будут работать в группе № 1,
голубые – в группе № 2,
розовые – в группе № 3,
салатовые – в группе № 4,
желтые - в группе № 5.
Работой проектных групп будут руководить опытные наставники. Разрешите мне их представить:
Наталья Сергеевна Белова,
Алена Александровна Баринова,
Людмила Николаевна Галкина,
Владимир Дмитриевич Соколов,
и я - Лариса Владимировна Абрамова.
Ребята, обратите внимание. В руках наставников таблички с номерами групп. Ровно через минуту вы разойдетесь вместе со своими наставниками по рабочим площадкам, где в течение 50 минут будете работать над проектами. После чего все группы соберутся в актовом зале и презентуют плоды своего коллективного творческого труда.
Сейчас я попрошу вас всех встать со своих мест и подойти к своим руководителям.
С-3. На экране демонстрируется слайд №3. «2-ой этап. Работа в проектных группах».
Группы вместе со своими руководителями расходятся по рабочим площадкам, на которых разрабатывают проекты на тему «Подразделения при Совете дружины СДГО имени Ю.А. Гагарина». /Приложение №1/.
Через 50 минут группы возвращаются в актовый зал.
С-4. На экране слайд №4 «3-ий этап. Презентация и защита группами проектов».
Ведущий: Дорогие участники игры.
Группы со своими руководителями собрались в актовом зале, и мы переходим к 3-ему этапу игры, к презентации и защите проектов на тему «Подразделения при Совете дружины СДГО имени Ю.А. Гагарина».
С-5. На экране слайд №5 «Критерии оценки проектов».
Ведущий: На экране вы можете увидеть критерии, по которым будут оцениваться проекты:
Оригинальность.
Содержание.
Масштабность.
Полнота раскрытия функций подразделений Совета дружина.
Разнообразие мероприятий, проводимых подразделениями.
Практическая значимость.
Реалистичность.
Презентация проекта (грамотность и выразительность речи, манера подачи информации, умение держаться).
Сейчас группы в порядке нумерации будут представлять плоды своего коллективного творчества.
Прошу выйти к микрофону представителей группы №1 для презентации своего проекта.
Слово предоставляется авторам-разработчикам проекта из группы №2.
Свой проект презентуют участники из группы №3.
Приглашаю к микрофону представителей группы №4.
И завершают презентацию проектировщики из группы №5. Прошу вас к микрофону.
Мы благодарим за выступление все группы. Ваши проекты будут оценены нашей уважаемой экспертной комиссией.
Пока эксперты будут подводить итоги игры и определять группу-победителя мы предлагаем вашему вниманию фильм, посвященный 70-летию Великой Победы.
Экспертная группа удаляется для подведения итогов.
Эксперты возвращаются в зал.
С-6. На экране слайд №6. «4-ый этап. Подведение итогов игры».
Дорогие участники игры. Экспертная группа завершила свою работу и готова подвести итоги игры. Слово предоставляется___________________
Выступление члена экспертной группы.
Награждение победителей грамотами и призами.
Ф-2. Звучит музыка. После окончания процедуры награждения музыка микшируется.
Ведущий: Мы поздравляем победителей нашей игры. Давайте еще раз поаплодируем им.
Дорогие лидеры и активисты. У нас есть приятное для вас сообщение. Все вы получите сертификаты, свидетельствующие о том, что в 2014-2015 учебном прошли обучение в городской школе актива. Их вам вручат ваши старшие вожатые.
В заключение нашей встречи нам хочется поблагодарить всех вас за участие в игре. Надеемся, что она обогатила вас знаниями и идеями, которые помогут вам сделать работу органов самоуправления ваших гагаринских дружин еще более эффективной. Организаторы игры желают вам успехов. Ищите! Пробуйте! Дерзайте! Проектируйте не только работу подразделений Совета своей школьной гагаринской дружины, но и свое будущее. Ведь проектируя будущее, мы проектируем успех!
Ф-3. Звучит инструментальная музыка.
Приложение №1
РАБОТА ГРУПП НА РАБОЧИХ ПЛОЩАДКАХ
Разработка проекта
«Подразделения Совета дружины СДГО им. Ю.А. Гагарина»
(50 минут)
Оборудование:
ведомость для регистрации членов группы;
2 листа ватмана;
наборы фломастеров, маркеров;
простой карандаш, ластик;
4 листа формата А4.
Руководитель: Здравствуйте, ребята.
Ваша группа пришла на рабочую площадку, на которой вам предстоит разработать проект «Подразделения Совета дружины СДГО им. Ю.А. Гагарина».
Прежде, чем вы приступите к выполнению проекта, прошу вас зарегистрироваться, указав в ведомости:
Фамилию и полное имя.
Название вашей гагаринской дружины.
Школу.
Регистрация членов группы в ведомости.
Ребята, в течение 45 минут вы будете работать над проектом «Подразделения Совета дружины СДГО им. Ю.А. Гагарина». Вам предстоит:
Определить сколько подразделений будет работать при Совете дружины. Напоминаю, что подразделения могут называться отделами, секторами, комиссиями, комитетами, штабами, центрами, министерствами и т.п.Придумать названия подразделений.
Определить их функции, то есть чем данные подразделения будут заниматься. Напоминаю, что функции подразделений должны быть конкретными, их нужно описать по пунктам.
Разработать план работы подразделений на учебный год. (По 3-4 мероприятия, за подготовку и проведение которых будут отвечать подразделения.) Напоминаю, что дела должны быть разнообразными (праздники, конкурсы, концерты, выставки, экскурсии, трудовые десанты и др.) Нужно указать названия дел. Например: Ритуал приема в СДГО, трудовой десант «Чистый школьный двор».
Определить по какому принципу будут формироваться подразделения, кто в них будет входить.
Проект нужно оформить на листах ватмана, по следующей схеме:
Название подразделения.
Его функции.
Мероприятия.
Закончив работу, определите, кто из вашей группы будет рассказывать о проекте в актовом зале. Кто будет помогать (демонстрировать проект, оформленный на листах ватмана, дополнять основного докладчика).
Ребята, хочу напомнить, что сейчас вы не просто группа, а команда, работа которой должна быть направлена на конечный результат – выполнение проекта. Прошу вас при работе руководствоваться следующими правилами работы в команде:
В команде работают все.
Выслушивается мнение каждого.
Выбираются самые интересные и значимые идеи и предложения, приносящие пользу.
Будет хорошо, если вы все вместе придумаете количество и названия секторов, определите, кто в них войдет.
Дальше вы можете продолжать работать все вместе или разделиться на микрогруппы по 3-4 человека, каждая из которых будет работать над своим подразделением.
Работа группы над проектом.