Статья на тему: Как воспитать маленького помощника


Как воспитать маленького помощника.
Практически все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок был отзывчивым, добрым и рос будущим помощником. Очевидно, что формирование такого ценного качество, как трудолюбие, необходимо начинать как можно раньше. Но маленькому ребёнку довольно трудно воспринимать словесные указания, и ещё труднее их исполнять. Поэтому, большинство детей, при отсутствии грамотного подхода со стороны родителей, начинают всё делать по-своему. Задача заботливого родителя направить развитие и воспитание своего малыша в нужное русло, привить ему полезные навыки и привычки.  
Довольно распространённый вопрос, с какого возраста стоит приучать ребёнка к полезному труду? Малыши дошкольного возраста активно познают окружающий мир, им интересно всё попробовать на практике. Дети этого возраста испытывают большой интерес ко всему новому, к разному роду деятельности. Это время весьма «плодородно» для формирования чувства любви и уважения к полезному труду. Ненавязчиво обратите внимание малыша на то, как вы протираете пыль, или позовите его вместе положить вещи в стиральную машину и включить её. Уверяем вас, дети очень любят такие занятия. Если ребёнок первое время отказывается учувствовать в совместном труде, ни в коем случае не заставляйте его делать это. Вы можете вызвать обратную реакцию и навсегда отбить желание трудиться. 
Как правило, первое знакомство малыша с навыками полезной трудовой деятельности проходит без проблем. Это естественный процесс для ребёнка – участие в совместной деятельности. Вы можете направлять энергию ребёнка в полезное для всех русло. Важное замечание, начинать приобщение малыша к труду стоит с простых занятий. Особенно хорошо поддерживать интерес ребёнка к тому или иному виду деятельности. У маленького помощника в первое время может не получаться выполнение тех или иных манипуляций. От вас потребуется терпение и поддержка для карапуза. Не повышайте голос, придайте уверенность ребёнку словами ободрения. Обязательно хвалите малыша, если у него что-то получилось. Это сформирует положительную мотивацию к труду. Недовольство и постоянная критика могут полностью отбить желание осваивать новый вид деятельности.  
Всегда разговаривайте с ребёнком спокойным и уверенным голосом. Малыш вам будет доверять, и станет относиться к вам как к наставнику. Так, дети двух лет могут испытывать значительные трудности в навыках самообслуживания. Им не легко надеть вещи, завязать шнурки. При ежедневной «тренировке» ребёнок быстро освоит эту задачу.  Малыш 5-6 летнего возраста уже легко окажет вам помощь в уборке по дому, поливке огорода или сервировке стола. Всегда помогайте ребёнку. Если вы будете безучастно смотреть со стороны, то стабильные неудачи могут вселить неуверенность в малыша.  
Очень важно брать в расчёт физическую силу ребёнка. Часто, сами не замечая того, мы перетруждаем малыша. Ведь помощник, которому уже исполнилось 6-7 лет, может многое.  Родители просят старшего ребёнка понянчить младшего, разрешают поднимать его на руки. Такие занятия чреваты последствиями, ведь мышцы и позвоночник ребёнка до конца не сформировались и не окрепли. Перегрузки могут привести к искривлению позвоночника и общему истощению.  
Для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста очень важно видеть и ощущать значимость результатов своих трудов, а также получать удовольствие от процесса работы. Педагоги и психологи, на основе наблюдений, сделали вывод, что деятельность ребёнка такого возраста вызвана эмоциями и желаниями. Поэтому, важно сделать привлекательным и интересным для малыша полезный труд. Вы спросите, как? Очень просто. В дошкольном возрасте ребёнок подражает действиям родителей, а также очень любит играть. Вы можете превратить трудовое воспитание в игру. Например, весело убрать свою комнату. Предложите собрать игрушки «наперегонки» или дружно закатите машинку в гараж, а куклу уложите спать. Начните сами и увидите, как ребёнок с удовольствием будет вам помогать. Но здесь главное не переусердствовать. После того, как малыш включился в деятельность, отдайте ему инициативу. Пусть он почувствует себя хозяином положения, тогда достигнутый результат принесёт удовлетворение детского самолюбия.  
left0Очень важно, в процессе трудового воспитания ставить перед ребёнком цель. Самостоятельно сделать это малыш пока не в силах. Он должен знать, что работа, которую он выполняет, кому-то нужна и очень полезна. Проиллюстрируем на простом примере. Вы дали ребёнку таз с водой, и просите его постирать кукольные вещи. Малыш будет рад выполнять сам процесс, но он пока не преследует цель сделать одежду чистой. А мы ведь хотим добиться именно этого. Если получилось с первого раза, похвалите ребёнка и отметьте, какое полезное дело он сделал. Если нет, то обязательно приободрите и дайте положительную установку на следующий раз. Ребёнок, как и взрослый, получает удовольствие от трудовой деятельности, преодолевая сложности. «Игрушечный» труд не несёт смысловой нагрузки. Малыш просто играет в работу. А наша задача воспитать в ребёнке любовь к настоящему труду, что обязательно положительным образом скажется на карапузе в будущем. Для этого проведите небольшой эксперимент. Предложите помощнику вымыть абсолютно чистую тарелку, а рядом поставьте грязную. Ребёнок обязательно потребует немытую посуду, так как любой труд должен быть целесообразным. 
Частая ошибка родителей – это приучение малыша к труду не регулярно, а только иногда. У 5 – 7 летнего малыша должны быть ежедневные простые обязанности по дому. Если ребёнок будет выполнять систематически свою работу (заправлять кровать, поливать цветы, подметать пол), то это приведёт к формированию ответственности, аккуратности и дисциплинированности. Это очень важно.  
Уделяйте время на воспитание своего малыша. Только вы способны заложить в него всё самое ценное и значимое, привести к формированию всесторонне развитой личности, воспитать доброго, чуткого и уверенного в себе человека. Не откладывайте этот процесс на потом. Ребёнок нуждается в воспитании, как в воздухе. Посвятите время своему малышу, и он вас отблагодарит своими достижениями сполна.