Урок по литературному чтению на тему САША ЧЕРНЫЙ. СТИХИ О ЖИВОТНЫХ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?»


3 класс
Литературное чтение.
Разработка открытого урока.
Дата____3.02.15г.__________
Урок 56ТЕМА: Саша Черный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утенка?»
Цель урока: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Проявлять положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе.
2.Формировать, наблюдательность и фантазию.
Регулятивные:
1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
2.Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
3.Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
Познавательные:
1.Отвечать на вопросы учителя;
2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
3.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
4.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; обобщать собственные представления.
3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
4.Слушать и понимать речь других;
5.Работать в паре и группе.
Тип урока:
Освоение новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный
Оборудование:
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М; портрет поэта; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведенийХОД УРОКА:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельностьучащихся
Универсальные учебные действия
I. Мотивацияк учебной деятельности
Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования, эмоционально настрой на учебную деятельность.
– Проверим готовность к уроку.
Прозвенел уже звонок. Слушай, думай, наблюдай,
Начинается урок. Сказку нашу отгадай.
В путешествие пойдем. Глазки дружно закрывайте,
В страну сказок попадем. Сказку в душу пропускайте
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика Проверка домашнего задания. Беседа о проделанной работе.
– Вы подготовили рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы».
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитайте скороговорки по слогам.
– Прочитайте с удивлением.
– Прочитайте с печальной интонацией.
• Сидел воробей на сосне, заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
• Курица волнуется. Не пугайте курицу.
• Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
– Что объединяет эти скороговорки? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Рассказывают о любимом герое раздела «Были-небылицы».
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке
П – самостоятельно осуществляют расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в со6ответствии с
поставленной учебной задачей для ее решения.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
Откройте учебник, найдите стихи Саши Черного.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдет речь в первом стихотворении:
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)
– Прочитайте тему урока. Сегодня мы приступаем к чтению произведений из первой поэтической тетради.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Саши Черного
Выполняют задания: находят указанные произведения в учебнике, отгадывают загадку.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
– Сегодня на уроке с нами будут разговаривать животные. О них написал поэт Саша Черный.
Рассмотрите портрет поэта, обратите внимание на годы его жизни (1880–1932).
Это ваш слуга покорный,
Он зовется «Саша Черный»...
Почему? Не знаю сам.
Так писал о своем литературном имени (псевдониме) Александр Михайлович Гликберг. Родился он в Одессе. Детство будущего поэта прошло на Украине.
Автор любил вспоминать о своем детстве. В стихотворении «Приготовишка» он рассказывает, как учился в приготовительном классе:
Схватит хлеба толстый ком,
Сбросит пояс с блузы
И раскроет милый том –
Робинзона Крузо.
Несколько лет семья будущего поэта жила в Житомире, где Саша Черный учился в гимназии, откуда отправился в Петербург. Из Петербургской гимназии он был исключен за неуспеваемость и вернулся доучиваться в Житомир. Здесь С. Черный стал писать стихи и печатать их в газете. За свою жизнь он написал множество стихотворений, рассказов, сказок. Много писал для детей: это сборники «Детский остров», «Голубая книжка», книга стихов «Тук-тук», «Живая азбука».
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора
К- осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию. Осуществляют поиск информации из различных источников, анализ произведения, контроль по результату. Строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Принимают и сохраняют учебные задачи.
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение произведения
Проводим словарную работу.
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Притиснешь – прижмешь.
В свой черед – в свою очередь, когда придет время.
Капут – конец, гибель, от немецкого – kaputt.
Юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий, пронырливый.
Пичужка – птичка.
Фурх – звук крыльев.
Клетушка – маленькая, тесная клетка.
Первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось стихотворение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Чему учит это произведение?
Работают с толковым словарем.
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями,
осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
К – проявляют готовность слушать и
познавательный интерес к изучению учебного предмета
.
ФИЗМИНУТКА
Л – имеют установку
на здоровый образ жизни
VI. Повторное чтение и анализ стихотворения «Что ты тискаешь утенка?»
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Прочитайте стихотворение «Что ты тискаешь утенка?» про себя, а затем вслух. К кому обращается поэт в первой строчке?
– Как вы понимаете слово тискаешь?
– О чем поэт с нами говорит? В каких строках он предупреждает об этом? Прочитайте.
– Какую историю предлагает представить себе автор, чтобы убедить нас в этом?
– Прочитаем.
– Что значит в свой черед?
– Автор стихотворения использует сравнение. Кого и с кем он сравнивает?
– Каким вы себе представляете бегемота?
– Кем кажется утенку мальчик?
– Какие слова подтверждают это?
– Обратите внимание на иллюстрацию. Почему такое интересное сравнение использует поэт?
– Как обычно поступают дети, когда попадают в беду?
– Как об этом пишет автор?
– Как вы понимаете значение слова брыкаться?
– Да, действительно, и утенку страшно оказаться в ваших руках. Дочитайте произведение до конца.
– Каким словом можно заменить слово капут?
– В каких словах и о чем серьезном говорит, шутя, поэт в этом четверостишии? Как вы понимаете эти строки?
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Можно ли назвать это стихотворение шуткой? Почему нет? О чем же оно?
– От чьего имени написано стихотворение?
– С какой целью написал это стихотворение поэт?
– Какие чувства нужно передать при чтении этого стихотворения?
Проводит работу над выразительным чтением.
– В этом стихотворении поэт говорит о серьезном отношении к братьям нашим меньшим. Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его, дружелюбно,
что-то советует?
– Это стихи веселые или грустные?
– Попробуйте передать шуточный совет поэта в своем чтении.
– Удалось ли вам передать шуточный совет поэта в своем чтении?
– Вы сказали, что это стихотворение – шутка. Мы улыбались, читая его. Но здесь есть еще что-то такое, что заставило нас улыбаться и воспринимать эти стихи как шутку.
– Найдите слова: тискаешь, задравши, брыкаться, снеси, капут. Как бы вы назвали эти слова?
– Какие слова вы назвали бы главными в стихотворении? Почему?
– Прочитайте стихотворение выразительно
Выполняют задания. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме из текста произведения
– Давишь, прижимаешь, мнешь.
– Автор обращается к нам с просьбой, чтобы мы не обижали малышей.
– В свою очередь, когда придет время.
– Мальчика – с бегемотом, утенка – с ребенком.
– Страшным зверем.
– «Лапы мальчика».
– Активно сопротивляться, упрямиться.
– Конец, гибель.
– Можно сделать больно утенку своими руками.
– Стихотворение об отношении к животным.
– От имени взрослого человека.
– Предупредить нас о том, какой хрупкий уте-
нок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию.
– Осуждение, предупреждение, даже угрозу, совет.
– Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не делать так, как он, – тискать утенка.
– Они веселые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает малышу, как плохо утенку.
– Это необычайный язык.
– Поэт говорит привычным для нас разговорным языком П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету
К-Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют логические действия. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют, контролируют и оценивают свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Принимают и сохраняют учебные задачи
VII. Домашнее задание
• Подготовить выразительное чтение стихотворения.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.
• Составить словарик сравнений по стихотворению Саши Черного
Задают уточняющие вопросы
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения
VIII. Итог урока. Рефлексия
Беседа по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
К-Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Формулируют ответы на вопросы учителя