Конспект по русскому языку в 3 классе. Тема: «Звонкие и глухие согласные на конце слова».


Конспект по русскому языку в 3 классе.
Тема: «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
Цель: познакомить с особенностями произношения парных согласных на конце слова;
развивать умение дифференцировать глухие и звонкие согласные;
воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: таблички с буквами, карточки с парами слов, предметные картинки, конверт со словами для игры «Путаница», учебники, тетради.
Ход урока.
I Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Давайте за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Пусть тепло улыбок
Согревает вас
Ведь мы добрый,
Дружный класс.
II Объявление темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы будем изучать звонкие и глухие согласные на конце слова. Речь на уроке пойдёт о том, что парные согласные большие озорники. - А почему, это мы попытаемся выяснить.
- Открываем тетради и записываем число, месяц, классная работа.
III Минутка чистописания. - У вас на партах лежат таблички с буквами. Определите буквы, которые будем писать. В таблице они встречаются чаще, чем другие.
Г О Ж К Д
А К ЫФ Г
К ШГ Ж ЗХ Г ЩК М
С И К Т Г
- Какие это буквы?
- Сколько раз встречаются? (Г и К – по 5 раз)
- Написание каких букв мы повторяем? (парные согласные)
Вы писали, волновались
И, конечно, все старались.
Вы буквы лучшие найдите,
Скорее в кружок их обведите.
IV Подготовка к восприятию нового материала.Прочитайте вслух записанные на доске пары слов.
Бой – пой
Жар – шар
Вода – фата
Дом – том
Гол – кол
Зуб – суп
- Прочтите ещё раз первую пару слов. Чем слова схожи? Чем отличаются? (все слова начинаются с согласной).
- Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Запишите их буквами. Какие буквы записали?
- Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику данным звукам. (это звонкие согласные)
- Как произносятся звонкие согласные? ( звонкие согласные произносятся с голосом и шумом)
- Произнесите первые звуки правого столбика. Запишите соответствующие буквы. Дайте характеристику данным звукам. (это глухие согласные)
- Как произносятся глухие согласные? (глухие согласные произносятся только с шумом)
- Образуйте из записанных вами букв пары. Запишите буквы парами.
Учитель делает запись на доске.
Б В Г Д Ж ЗП Ф К Т Ш С
- Каждый звонкий согласный с соответствующим глухим образует пару: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Сейчас мы выясним, почему парные согласные являются большими озорниками.
V Изучение нового материала.
- Ребята, на доске у нас картинки. Рассмотрите их. Прочитайте название предметов ( поезд, енот, лев, шарф, пирог, лук).
- Произнесите слово и выделите последний звук в слове. Какой это звук звонкий или глухой?
( анализируется каждое слово)
- Назовите слова, на конце которых пишутся и произносятся глухие согласные. ( енот, шарф, лук)
- Как произносятся глухие согласные на конце слов?
- Назовите слова, на конце которых пишутся звонкие согласные, а произносятся глухие?
- Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (на конце слова звонкие согласные произносятся как глухие)
Сейчас проверим, правильный ли вывод мы сделали. Откройте учебник на странице 84 и прочитайте правило.
- Как произносятся звонкие согласные на конце слов?
Физминутка.
VI Первичное закрепление изложенного.
1.Работа с книгой.
Откройте учебник на странице 84, найдите упражнение №1
- Прочитайте задание, что нужно сделать?
(Спишите названия предметов. Подчеркни последнюю букву.)Один ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях.
- Прочитай первые два названия предметов (гриб – укроп). Спиши, подчеркни последнюю букву.
- В слове гриб какую последнюю букву подчеркнули? (букву Б)
- Как она произносится? (как глухой [ п])
- В слове укроп какую последнюю букву подчеркнули? (букву П)
- Как она произносится? (как глухой [п])
- Назови слово на конце которого пишется звонкий согласный, а произносится глухой. (гриб)
(Затем следующий ученик у доски анализирует следующую пару слов )- Как произносятся звонкие согласные на конце слов?
Молодцы, вы справились с заданием.
2. Игра «Путаница».
- Ребята, что же делать? У меня в конверте все слова перепутались. Помогите разобрать. Выберите слова, на конце которых пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук.
(дети по одному подходят к учителю и выбирают слова; вешают их на доску и анализируют)
- Прочитайте выбранное слово. Какая буква пишется на конце слова, а произносится какой звук?
- Прочитайте выбранные слова. ( дуб, мороз, сапог, арбуз, ёж, сугроб, завод, пруд, нож, гараж, лев, дед)
- Как произносятся звонкие согласные на конце слова?
-Запишите слова в тетрадь и подчеркните звонкий согласный на конце слова.
VII Задание на дом.Ребята, запишите в дневники домашнее задание: страница 84 упражнение №2.
Откройте и прочитайте дом. задание.
- Даша, прочитай задание вслух.
- Что нужно сделать в дом. задании?
1 группа – выполнить всё;
2 группа – выполнить четыре слова.
VIII Итог урока. - Назовите парные звонкие и глухие согласные?
- Как произносятся звонкие согласные на конце слов?
Молодцы, мне понравилось, как вы работали на уроке. Все были внимательны, активны.