Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Красное».



Телкова Людмила Борисовна
Учитель истории и обществознания



Разработка
Родительского собрания
на тему:















Родительское собрание на тему
«Как воспитать толерантного человека»

Цели: выявление проблем воспитания толерантности у школьников и определение содержания воспитательного взаимодействия по формированию указанного качества.
Задачи:
1. Определение критериев сформированности толерантности у школьников.
2. Выявление проблем воспитательной (семейной и школьной) практики по формированию указанного качества у школьников.
З. Выстраивание содержания воспитательных действий по формированию толерантности у школьников.
Форма проведения: круглый стол с элементами деловой игры.
Этап подготовки.
1. Опрос и сочинение детей на тему «Счастье, когда тебя понимают. А готов ли понять других ты?!»
Понимают ли тебя окружающие так, как тебе бы этого хотелось?
Способен ли ты уважать человеческое достоинство даже тех людей, которых не понимаешь?
Являются ли твои родители для тебя образцом понимания окружающих людей?
Можешь ли ты нормально общаться с теми сверстниками, которых недолюбливаешь?
Ты конфликтный человек?
Классный руководитель: Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем уже почти семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли, чтобы получить новые знания о воспитании наших любимых детей, поделиться собственным родительским опытом и приобщиться к опыту других родителей. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма и весьма актуальна. Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.
Наши задачи сегодня состоят в том, чтобы понять, что такое толерантность, каковы критерии ее сформированности, с какими проблемам сталкивается семья и школа на пути их разрешения и выстроить модель наших совместных действий по воспитанию толерантного человека. Форма проведения собрания - круглый стол, где каждый имеет право высказать позицию, мнение, задать вопрос.
Нашими консультантами собрания будут: зам. по В.Р. Чупрова Н.Н., социальный педагог Осипова Р.А.

Слово Чупровой Н.Н. «Что такое толерантность?» (презентация)
Вопросы для обсуждения с родителями:
- Считаете ли Вы, что эта проблема актуальна для обсуждения именно сегодня?
- Считаете ли Вы себя толерантным человеком?
- Как часто в Вашей семье происходят конфликты?
- Кто из известных для участников родительского собрания людей является для Вас образцом толерантности?
- Что труднее всего дается Вам, как воспитателям своих детей, в работе по формированию указанного качества?

Раздается опрос детей и их сочинения.
Классный руководитель: Из опроса и содержания выдержек из сочинений становится понятно, что очень многие дети эгоцентричны, не пытаются понять позицию родителей, педагогов, друзей, нетерпимы к ним. Многие из-за несформированности этого качества уходят в себя, дистанцируются от окружающих людей, не находят с ними общего языка, страдают и множат комплексы. Чаще всего результатом таких процессов становятся межличностные проблемы, которые мешают успешной учебе и обретению позитивного социального опыта. Предлагаем «открытый микрофон». Участники делают попытки предложить собственное понимание заявленной категории или задают вопросы, касающиеся их желания уяснить ее существо. Им помогает в этом научный консультант, который предлагает следующую информацию:
В декларации принципов толерантности толерантность определяется как « ... уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Принципы толерантности закреплены в законодательных актах и провозглашены в международных декларациях (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских политических правах, Конвенция о защите прав человека). Конституция РФ прописывает позиции, касающиеся толерантности в СТ. 136 и 282.
К сожалению, нетерпимость через средства массовой информации, через достаточно агрессивно настроенное социальное окружение проникает и в детскую среду, находя в ней живой отклик Может ли семья и школа как-то препятствовать этому? На наш взгляд, не только может, но и должна! Одна из важнейших целей воспитания - Ориентация ребенка на общечеловеческие ценности. Сегодня важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов.
Однако наряду с потребностями общества в воспитании толерантных граждан существуют факторы, препятствующие этому. Это: отсутствие устойчивых традиций свободы, плюрализма, уважения прав и свобод других. Могут ли люди после многовекового бесправия вдруг научиться уважать права других? Ведь демократические общества шли к этому столетиями. Эта наука давалась нелегко и стоила дорого. Это: рост популярности экстремистских идей, особенно среди молодежи; распространенные в массовом сознании стереотипы по отношению к представителям других культур. ОНИ ДОВОЛЬНО устойчивы, усваиваются уже в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственных мнений о тех или иных культурных группах. Это: характерные для подростков эгоцентричные установки сознания. Эгоцентристу свойственно: считать свои взгляды и свой образ жизни единственно верными; он осуждает, может быть агрессивным по отношению к тем, кто живет иначе; он не желает понимать других, принимать их точку зрения, менять собственные убеждения. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другой человек - с иной, своей собственной логикой мышления и поведения. И часто пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Словарь иностранных слов трактует толерантность как терпение по отношению к чужим мнениям и верованиям. Толерантность сегодня рассматривается как способность видеть в другом именно другого - носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его права быть другим, отличным от меня; как, безусловно, положительное отношение к такой непохожести, как умение видеть другого «изнутри»; как способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого.
Толерантность следует воспитывать уже в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. Именно в этом возрасте по иск приемлемых социальных ролей, интерес к общению за рамкам ближайшего социума, потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляют подростка впервые заинтересованно столкнуться с иными культурами. Именно в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Именно в этом возрасте, по мнению психологов, особое значение приобретает для ребенка его собственная жизненная позиция. Предпосылки этого - повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, стремление к отстаиванию собственного мнения.
Многие исследователи считают признаками толерантности следующие: уважение человеческого достоинства всех без Исключения людей, уважение различий, понимание индивидуальной неповторимости человека, взаимозависимость и взаимодополняемость, религиозная и национальная терпимость, патриотизм.
Социальный педагог: Уважаемые собеседники! Вооружившись только что полученной информацией, попробуем сформулировать некие правила, выполнение которых представляются Вам обязательными в воспитании толерантного ребенка. Предлагаю объединиться «тройками» И обсудить варианты таких правил и представить их участникам.
Представленные варианты обобщаются и возникает коллективный
проект таких «правил». Он может выглядеть следующим образом:

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом Мире.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятая в семье - их принятие и дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие - формирует толерантность ребенка.
Пожалуйста, напишите три фразы:
Слова, которые я произнесу, когда буду утром будить ребенка.
Слова, которые я произнесу, когда буду провожать его в школу.
Слова, которые я произнесу, когда мы встретимся вечером.

Классный руководитель: А теперь давайте обсудим варианты.
Вывод по окончанию обсуждения сводится к мысли о том, что базовое доверие к миру, доброжелательность, понимание окружающих людей и стремление принять и понять их зависит от атмосферы в семье, от того, какие ценности в ней значимы. Поэтому неслучаен вопрос, который мы задали Вам, готовясь к этому собранию: ВЫ считаете себя толерантным человеком? Для того, чтобы Вам было легче оценить себя, предлагаем выстроить модель своего поведения в следующей достаточно типичной ситуации:
Представьте себе, что открывается дверь и на пороге дома появляется Ваш ребенок с котенком на руках. «Он потерялся», - жалобно объявляет ребенок. Каковы будут Ваши действия в роли детей? А родителей? Давайте обыграем эту ситуацию в парах. Пары без предварительного обсуждения начинают имитировать роль ребенка и «родителя» (время регламентируется, и по звуковому сигналу диалог прекращается). Другие участники комментируют диалог, очерчивая при этом свою позицию.
Классный руководитель: Я предлагаю Вам, уважаемые участники, тест, используя который каждый из Вас оценит свою способность понимать собственного ребенка и самому быть толерантным.

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» (А. Иванцова)

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
З. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того чтобы делать уроки. Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете Подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь Опозданий не будет;
в) накажете.

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего - А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б - это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вывод участников может быть примерно следующим: мы должны подниматься до уровня ребенка, потому что он в этом возрасте очень чист. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Завершается этот этап Родительского собрания призывом ведущего ко всем участникам оценить наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, изменить характер воспитательных действий в отношении своего ребенка.

Классный руководитель: Очень часто причиной отсутствия или низкого уровня сформированности толерантности является семейные ситуации:

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных Ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и, где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом,
взглядом, действием. Очень важно для человека наказание, если:
оно следует немедленно за проступком;
объяснено ребенку;
оно суровое, но не жестокое;
оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Отсюда - ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания (текст «правил» раздается участникам):
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Таким образом, дети вырастают такими, какими их ожидают увидеть взрослые. Сказанное невзначай, не со зла любое выражение в адрес ребенка откладывается в багаж подсознания и во взрослой жизни всплывает в виде ситуации, нередко влияющей на его жизненный сценарий. Предлагаю Вам, наша уважаемые собеседники, небольшое задание. Суть его – в сопоставлении возможных вариантов поведения родителей по отношению к ребенку. Вам следует заполнить таблицу (она находится на столах участников), время на эту работу – 5 минут. Возможный вариант выполненного задания:
Обсуждаемая в семье ситуация
Негативный вариант реакции взрослых
Позитивный вариант реакции взрослых

Родители обсуждают серьезную, значимую для семьи покупку машины. Взрослые высказывают разные позиции, нервничают. Ребенок пытается высказать свое мнение.
Не твоего ума дело!
А как ты думаешь?

Ребенок поссорился со сверстниками и пытается поделиться с родителями своей проблемой. Но им некогда.
Вечно ты не вовремя!
Сначала ты помоги мне, потом я тебе. Я тебе обязательно помогу, но позже.

Ребенок пришел из школы с замечанием в дневнике. Родителей приглашают в школу. Они досадуют на ребенка, который пытается объяснить, что произошла ошибка, и он не виноват.
Уйди с глаз моих долой!
Иди ко мне, вместе разберемся.

В дневнике ребенка записано замечание, что он плохо ведет себя на уроках.
Когда ты перестанешь отвлекаться на уроках?
Я сегодня весь день расстраивалась по поводу записи в твоем дневнике о нарушении дисциплины.

Мама пришла в школу и проверила журнал ребенка по успеваемости, и выяснилось, что ребенок не успевает.
Почему я должна краснеть за тебя в школе?
Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе.

В заключении, на мой взгляд, продуктивного диалога хочется процитировать слова Х. Канна: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!» Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками групповой коммуникации, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Однако, вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.
Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
(А. Иванцова)

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.

З. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того чтобы делать уроки. Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете Подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь Опозданий не будет;
в) накажете.

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего - А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б - это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

"Как воспитать толерантного человека."1 сентября, поход, 074