Конспект урока по русскому языку для 5 класса «КВН. Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография»»


Никифорова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Солянка»
Озинского района Саратовской области
Урок-КВН по русскому языку в 5 кл по теме «Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография» (УМК В.Бабайцевой)
Цели:
- повторение, обобщение и закрепление изученного в разделе «Морфемика» в форме КВН (соревнование двух команд);
- развитие умения работать в команде, воспитание чувства коллективизма;
- развитие речи и образного мышления.
К уроку приготовить: карточки с заданиями, запись мелодии Вивальди «Зима», репродукции картин русских художников – зимние пейзажи, медали или грамоты для награждения победителей.
ХОД УРОКА
Эпиграф: Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотейСоставить слово из частей!
Вступительное слово учителя.
Учащиеся делятся на 2 команды, придумывают название, выбирают капитана. Выбирается жюри конкурса. Оцениваются ответы баллами: 2 – правильный ответ, 1 – неполный ответ, 0 – неправильный. Баллы подсчитываются после каждого этапа и объявляются. Победители в конце урока отмечаются грамотами или медалями.
Разминка (вопросы задаются поочередно командам)
- Что изучает морфемика?
- Назовите известные вам морфемы.
- Что такое окончание?
- Как найти окончание в слове? Докажите это на примерах:
1 команда- читал, звонко, повторение; 2 команда – свидание, стул, вдруг.
- Что такое «нулевое окончание»?
- У всех ли слов есть окончание? Почему?
(оглашаются результаты)
Этап обобщения и закрепления знаний и умений учащихся. Соревнование команд.
1) Состав слова
- Какие морфемы входят в основу слова?
- Докажите, что суффикс и приставка – значимые части слова.
- Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
А) ͡ □ Б) ͡ ˄□ В)¬ ͡ ˄□
Над прудом поземка вьется,Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
(оглашаются результаты)
2)Состав слова и орфография.
- Разберите слова по составу, объясните орфограммы.
1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.
2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
(оглашаются результаты)
3) Корень слова. Корни с чередованием гласных. Однокоренные слова.
– Что такое корень слова?
- Назовите корни с чередованием гласных.
- Выпишите из Упр.731 слова с чередованием гласных в корне и запишите рядом с каждым словом пример чередования. Пока команды работают, капитаны команд будут работать у доски по карточкам – конкурс капитанов.
Карточка 1. Вставь пропущенные буквы и объясни орфограммы в приставках.
Бе.шумный, .делать, р.списание, пр.школьный, ра.кричаться, пр.градить, .бивать, пр.открыть, бе.грамотно.
Карточка 2. Вставь пропущенные буквы и объясни орфограммы в корнях слов.
Заг.реть, р.сток, сл.жить, уб.рать, р.стительный, з.ря, к.снулась, изл.гать, зап.реть.
- Как убедиться, что корень найден верно?
- Что такое однокоренные слова?
- Определите, это – однокоренные слова? Почему? (на доске таблица со словами или слова на карточках: горец, гореть, горевать; носик, носить; водный, водит). Подберите каждому слову однокоренные слова (устно)
(оглашаются результаты)
4)Словообразование.
– Назовите, какие слова из представленных на доске образованы приставочным способом?
Пр.ятно, пр.рода, пр.спокойно, пр.шли, пр.ветливо, пр.чудливые.
- Объясните выбор Е – И.
- Какие еще знаете способы образования слов?
- Произведите словообразовательный разбор слова причудливые.
- Напишите сочинение-миниатюру «Прогулка по зимнему лесу», используя данные слова.
(На доске зимние пейзажи известных русских художников, звучит музыка Вивальди «Зима»)
- Прочтите свои сочинения (1-2 от каждой команды)
(оглашаются результаты)
5) Сложные слова.
- Как образуются сложные слова?
- Назовите сложное слово по данному определению (устно):
- специалист по разведению сада (садовод)
- канал для выхода дыма из трубы (дымоход)
- аппарат для помола кофе (кофемолка)
- аппарат для приготовления сока из свежих фруктов или овощей (соковыжималка)
(оглашаются результаты)
Заключительный этап. Итоги.
- с каким разделом науки о языке связана морфемика?
- какие правила правописания корней мы знаем? А приставок?
- Подведем итоги соревнования команд. Слово жюри.
(Награждение победителей, оценки за урок).