Педагогический совет «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Педагогический совет
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Цель: Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.
Задачи:
1. Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
2. Сформировать у педагогического коллектива представление о путях развития сотрудничества.
3. Разработать правила педагогической этики работы с родителями.

Участники: администрация, социальный педагог, психолог и учителя школы.

Подготовительный этап.
1. Создание инициативной группы по подготовке педсовета.
2. Проведение анкетирования учащихся и их родителей . Обработка полученных результатов.
3. Собеседование с классными руководителями по проблемам их взаимодействия с родителями.
4. Посещение родительских собраний, подготовка по итогам наблюдений аналитической справки.
5.Формирование группы экспертов.
Оформление, оборудование педсовета.
1. На презентации тема педагогического совета и высказывание: «Осуществление на деле, а не на словах индивидуального и дифференцированного похода к родителям по существу и есть основной принцип работы школы с семьей». (Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то для чего // Директор школы. Спецвыпуск №2, 1997.)
2. Подготовлены рабочие места для двух групп педагогов и группы экспертов (два-три стола, необходимое количество стульев, бумага для записей, ручки).
Этап проведения (задание)
Директор школы называет тему педсовета и информирует присутствующих о его цели и задачах.
Сообщение заместителя директора по ВР на тему: «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка».
Выступление представителей ШМО классных руководителей.
Выступление педагога-психолога.
Деловая игра. Поэтапное выполнение следующих заданий:
1. Обсуждение и поиск выхода из кризисной ситуации во взаимоотношениях учителя и родителя.
2. Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся.
VI. Обсуждение и принятие решения заседания педагогического совета.







I. Вступительное слово.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ родительский дом.  В семейном кругу все корни твои,  И в жизнь ты выходишь из семьи.  В семейном кругу мы жизнь создаем,  Основа основ родительский дом.

Сегодня образование – это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство.
Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.
Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?     
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей, чтобы родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, и между ними возникло взаимопонимание. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
- поддержка физического здоровья учащихся;
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;
- поддержка одаренных детей;
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?
Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
Информация об успехах детей;
Заинтересованность учителей в успехах детей;
Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями.
От успешного развития взаимодействия выигрывают обе стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов является:
повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
улучшение межличностных отношений с родителями;
повышение авторитета в глазах детей, родителей;
повышение удовлетворенности своей работой.
Для родителей положительным результатом является:
повышение самооценки и самоодобрения;
лучшее знание школьных программ;
уверенность в том, что при обучении (воспитании) учитывается мнение родителей и их пожелания;
ощущение своей значимости в ОУ;
повышение их родительской компетентности;
улучшение общения с ребенком вообще и в ОУ в частности.
Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:
в лучшей посещаемости школы;
улучшении знаний, развитии умений;
социальном становлении.
Наиболее важные факторы успешности обучения и воспитания ребенка, на которые оказывают влияние родители, это:
посещение ребенком ОУ;
выполнение домашних заданий, дополнительное образование дома;
количество и качество просматриваемых телевизионных программ.

Работа с родителями эффективна и приносит удовлетворение, так как педагог встает на позицию «взрослый-взрослый» и создаст атмосферу равноправного сотрудничества.
Стратегия успешного взаимодействия с семьей, определенная педагогами ОУ состоит из следующих положений:
Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны.
Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности семьи.
Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать их недостатки.

Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?
Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников и затем продолжается в начальной школе, о чем сейчас расскажет руководитель МО классных руководителей начального звена _________________________.

Учителя основной школы продолжают эту работу, об этом нам расскажет руководитель МО классных руководителей среднего звена _____________________.

О работе с родителями учащихся в старших и выпускных классах нам расскажет руководитель МО классных руководителей старшего звена ____________________.

Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с родителями КТД помогают приобщить их к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться. У нас есть интересные примеры такой деятельности.

СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ
1.Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
2.Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.
3.В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Заключительное слово:
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.




Решение педсовета:
Администрации и педагогическому коллективу школы в своей работе ориентироваться на «Правила педагогической этики работы с родителями», разработанные в ходе педагогического совета.
Отв.: Администрация, педагогический коллектив.
Классным руководителям использовать в своей деятельности инновационные формы работы с родительской общественностью.
Руководителям методических объединений классных руководителей создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями учащихся по параллелям классов в течение 2014-2015 учебного года.
Отв.: Зам. директора по воспитательной работе, председатели МО классных руководителей.
15