Конспект урока Действия с рациональными числами, посвященного 565 — летию со дня рождения Леонардо да Винчи.


СЦЕНАРИЙ
урока математики в 6 классе
«Действия с положительными и отрицательными числами».
Методические рекомендации: Данный урок разработан для учащихся 6 – го класса. Не смотря на то, что урок по программной теме, он может быть проведен в качестве внеклассного мероприятия или в рамках декады математики. Урок посвящен 565 – летию со дня рождения великого художника и изобретателя Леонардо да Винчи. К уроку создана интерактивная презентация, способствующая привлечению внимания детей, приданию эмоциональной окраски урока.
Главная дидактическая цель: Систематизация и закрепление знаний по теме «Действия с положительными и отрицательными числами»
Задачи: 1) закрепить навыки арифметических действий с рациональными числами;
2) продолжить развитее устной и письменной математической речи;
3) познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого художника и изобретателя Леонардо да Винчи;
4) использовать мультимедиа ресурс для развития познавательного интереса на уроке , для привлечения внимания детей.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: способность к планированию действия в соответствии с поставленной задачей, выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; умение воспринимать информацию, переданную с помощью средств ИКТ.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; извлекать из текста и рисунка необходимую информацию.
Результаты обучения:
Предметные: уметь выполнить арифметические действия с положительными и отрицательными числами.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь слушать и понимать речь других; уметь воспринимать информацию, переданную с помощью средств ИКТ; уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь извлекать из текста и рисунка необходимую информацию.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Список используемых источников:
http://italy4.me/izvestnye-lyudi/leonardo-da-vinci.htmlhttps://hi-news.ru/technology/10-genialnyx-izobretenij-leonardo-da-vinchi.htmlhttp://tainy.net/15263-neraskrytye-tajny-leonardo-da-vinchi.htmlhttps://www.youtube.com/watch?v=fFRME-l6WbQСтруктура:
Мотивация к учебной деятельности.
II. Закрепление математических знаний при решении задач. Получение новых метапредметных знаний.
III. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Мотивация к учебной деятельности.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Наш урок мы посвятим одному великому человеку, родившемуся 565 лет назад. Решая математические задачи, вы узнаете много нового и интересного о нем.
Итак, давайте вначале узнаем, а в каком году родился наш герой?
Верно, ребята, герой нашего урока родился в 1452 году, а если быть точнее – 15 апреля 1452 г.
В презентации раздел «жизнь», вкладка 1.
Он - великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения. Родился он в маленькой деревне Анкиано, расположенной недалеко от городка Винчи.
Догадались ли вы, о ком идет речь?
Конечно же, это – великий Леонардо да Винчи.
В презентации раздел «жизнь», вкладка 2.
Итак, приступим к знакомству с великим и загадочным Леонардо да Винчи. Цитатой нашего урока будут слова нашего героя:
“Пусть никто,
не будучи математиком,
не дерзнет читать мои труды”.
Закрепление математических знаний при решении задач.
Получение новых метапредметных знаний.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, теперь я предлагаю выполнить задание, в ходе которого вы узнаете, как звали родителей Леонардо.
Решаем примеры. С помощью таблицы расшифровываем слова.
РО К ПА Ь И Н Е Т
- 3 0 26 24 1 - 5 - 8 - 7 9 - 4
21 – (-3)
– 8 + 3
– 12 + 21
– 7 – (- 4)
(- 2)2 + (- 4)
(- 5)2 – (- 1)3
½ - (- 0,5)
– 3,75 – ¼
– 7 + 8
– 3,4 – (- 2/5)
– 10 + 2
25 – 32
1001 - 103
Итак, великий итальянский художник и изобретатель был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро и красивой поселянки Катарины.
В презентации раздел «жизнь», вкладка 3.
Вскоре после рождения Леонардо нотариус заключил брак с другой девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.
Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо, известному мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.
Ребята, а какое самое известное произведение Леонардо да Винчи?
Правильно, конечно же, это знаменитая Джоконда.
«Джоконда» – самая обсуждаемая работа Леонардо.
А знаете ли вы, ребята, что в этой картине прячется математика?
Верно, ребята, в картинах Леонардо да Винчи можно усмотреть «золотое сечение».
Кто помнит, что называют «золотым сечением»?
В презентации раздел «Золотое сечение», вкладка 1.
Золотое сечение — отношение двух величин a и b, b > a, когда справедливо b/a = (a+b)/b. Число, равное отношению b/a, обычно обозначается прописной греческой буквой {\displaystyle \Phi } в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия.{\displaystyle \tau }{\displaystyle \Phi ={\frac {1+{\sqrt {5}}}{2}}} {\displaystyle \varphi ={\frac {1}{\Phi }}={\frac {-1+{\sqrt {5}}}{2}}} = 1, 618
В презентации раздел «Золотое сечение», вкладки 2, 3.
Леонардо да Винчи использовал пропорции Золотого сечения во многих своих самых знаменитых произведениях, и в частности, в «Тайной вечере» и знаменитой «Джоконде». Исследователи картины «Джоконда» обнаружили, что композиционное построение картины основано на двух золотых треугольниках, повернутых друг к другу своими основаниями.
Золотой треугольник — это равнобедренный треугольник, в котором две боковые стороны находятся в золотой пропорции с основанием.
В презентации раздел «Золотое сечение», вкладки 4, 5.
{\displaystyle {a \over b}=\varphi ={1+{\sqrt {5}} \over 2}.}Пропорции Золотого сечения в произведении Леонардо да Винчи — «Тайной вечере» Соответствующие прямоугольники в картине — «золотые».
Помимо этих картин посмотрите и другие шедевры великого художника.
В презентации раздел «Живопись», вкладки 1, 2, 3, 4, 5.
Перед вами картины: 1) «Дама с горностаем»
2) «Мадонна с гвоздикой»
3) «Благовещение»
4) «Мадонна в гроте»
5) «Мадонна с младенцем и святой Анной»
А теперь, ребята, предлагаю вам решить задачу:
ЗАДАЧА: Мальчик Лёня был любителем попутешествовать. Однажды он отправился путешествовать на аэроплане. Таким образом он преодолел 3/8 всего пути. С аэроплана он спрыгнул с парашютом. И так по ветру пролетел еще 1/8 пути. Приземлившись, он сел на велосипед, и проехал 1/4 всего пути. А оставшиеся 20 км Лёня проехал на танке. Найдите длину всего пути. Сколько километров Лёня пролетел на аэроплане?
Решение: 1) 3/8 + 1/8 + ¼ = ¾
2) 1 – ¾ = ¼
3) 20 : ¼ = 80 (км) – весь путь
4) 80 * 3/8 = 30 (км) – пролетел на аэроплане
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а как вы думаете, как наша задача связана с Леонардо да Винчи?

Имя Леонардо да Винчи связано с многочисленными изобретениями. Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк…
Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».
Леонардо да Винчи, возможно, был величайшим изобретателем в истории, но в его время были настолько слабые технологии, что все наброски гения остались в лучшем случае на бумаге.
В презентации раздел «Изобретения», вкладки 1, 2, 3, 4.
Да Винчи рисовал эскизы и диаграммы своих устройств и сохранял заметки. Но либо у него не возникало желания воплощать их в реальность, либо не хватало средств. В результате, при жизни да Винчи практически ни одно из его изобретений не увидело свет. Да и узнали о трудах гениального изобретателя только после его смерти, поскольку он никогда не выносил свои заметки на публичное обсуждение.
И это невероятно грустно, потому что конструкторские навыки да Винчи намного опередили свое время. Если бы они были воплощены в реальных изобретениях, кто знает, может быть, революция в мире техники случилась бы куда раньше. С другой стороны, многие из эскизов да Винчи невозможно было реализовать с помощью инструментов 15-16 века. Зато в 21 веке многие инженеры с удовольствием принялись за реализацию проектов да Винчи и выяснили, что те действительно работают. И работали бы, будь да Винчи немного смелее и еще чуточку изобретательнее.
Ребята, сейчас вам предстоит иметь дело с настоящей шифровкой. Для начала вы должны составить код, состоящий из минусов и плюсов. Я показываю вам пример, если ответ положительный – вы ставите «+», а если отрицательный – то «-». Подсказка: считать результат не обязательно, достаточно оценить его знак.
( - 84,7 – 46,5) ( - 2,3 )
(- 5)7
2 (- 4) + 22
8 + 2 ( - 3)
+_+_ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
_+_+ ОН
+_ _+ СКОЛЬКО
_+_+ БЫЛ
+_+_ МЕЧТАЛ
+_ _+ СПАЛ
+ + + + БЫЛ
_ _ _ _ ЗНАЛ
+_+_ ЛЕТАТЬ
+ + + + НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫМ
_ _ _ _ ЗОЛОТОЕ
+ + + + СЫНОМ
_+_+ ХУДОЖНИКОМ
_ _ _ _ СЕЧЕНИЕ
+_ _+ ЛЕОНАРДО
+_+_ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
_+_+ БЫЛ
+_ _+ КТО
_+_+ ГЕНИАЛЬНЫМ
+_+_ ПРИДУМАЛ
+_ _+ ПОЗИРОВАЛ
+ + + + ГОСТЬ
_ _ _ _ УВИДЕТЬ
+_+_ ВЕЛОСИПЕД
+ + + + ИЗ
_ _ _ _ ЛУНУ
+ + + + БУДУЩЕГО
_+_+ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ
_ _ _ _ БОЛЬШОЙ
+_ _+ ЛЕОНАРДО

УЧИТЕЛЬ: какие фразы у вас получились?
Правильно, «кто позировал Леонардо» и «сколько спал Леонардо». Я поясню, что значат эти фразы.
Жизнь Леонардо да Винчи окутана тайной. Вот некоторые загадки его жизни.
В презентации раздел «Тайны», вкладка 1, 2.
Главная загадка – кто позировал художнику? Называют Лизу дель Джокондо, Констанцу д’Авалос. Самые нетривиальные версии гласят, что «Джоконда» — это сам да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женский наряд. Домыслов много, копий картины еще больше, но бессмертная «Мона Лиза» продолжает покорять своей неповторимой улыбкой.
Еще один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна. Он спал по 15 мин. каждые 4 часа. Таким образом он сократил суточный сон до 1,5 часов. Благодаря этому, фактическое время своей жизни он увеличил с 75 лет до 100.
Ребята, я предлагаю посмотреть мультфильм «В гостях у Леонардо», в котором великому мастеру дают возможность реализовать одно из его изобретений.
В презентации раздел «Мультфильм» Просмотр мультфильма «Новаторы. В гостях у Леонардо», реж. А. Котеночкин. Заимствовано на сайте www. Youtube.com
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Нет сомнений, что Леонардо да Винчи был великим художником, это признавали уже его современники, но его личность и деятельность останутся покрытыми тайной, так как он оставил потомкам не связное изложение своих идей, а лишь многочисленные рукописные наброски, заметки, в которых говорится “обо всем на свете”.
Ребята, я предлагаю подвести итоги урока. Для этого вы должны ответить на вопросы:
Самым неожиданным на уроке было ………………..
Очень интересно было узнать, что ……………………..
Хочется узнать подробнее о ………………………..