Опыт работы на тему: Потенциал школьной библиотеки в формировании метапредметных компетентностей


« Потенциал школьной библиотеки в формировании метапредметных компетентностей»
(опыт работы библиотеки Горловского лицея№14 « Лидер»)
"Школьный материал не может волновать каждым разделом... Значит, учебное - обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным".
В. Сухомлинский.
Мир вступает в новую эпоху – эпоху глобального информационного общества. Для того чтобы жить в новом мире, требуется высокий уровень образования, способность адаптироваться к переменам, умение непрерывно учиться.
Образование, непрерывное обучение и повышение квалификации в течение всей жизни становится одной из основных задач и стратегий деятельности личности. Грамотность, компетентность, гибкость и креативность, умение перестраиваться, быстро решать возникающие проблемы - эти качества работника особенно высоко ценятся в обществе. И это ставит новые задачи перед учреждениями образования. Школы, лицеи, гимназии – должны готовить учеников, умеющих учиться. Меняется информационная образовательная среда школы, роль учителя и роль ученика. Учитель становится не только транслятором знаний, но и консультантом, партнером ученика в процессе его обучения и самообразования. В этой ситуации особенно важно развивать у учащихся интерес к знаниям, любовь к чтению и познанию, умение пользоваться новыми информационными технологиями. Самостоятельно и вместе с учителем исследовать новое, получать информацию, участвовать в проектной деятельности – все это требует от школьников постоянной практики. В этом процессе ученикам нужны руководители, которые обеспечат информационное сопровождение учебной деятельности.
Сегодня недостаточно владеть  предметными знаниями, важно обладать компетенциями, которые позволят освоить и применить любые знания, управлять собственной деятельностью, работать в команде. Новые стандарты ориентируют  нас не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. 
Личностные результаты – это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, мотивы познавательной деятельности, социальные качества, гражданская идентичность. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам  образовательного  процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Вот что говорят об этом сами педагоги: «Новые стандарты несут с собой новый результат. Важно научить ребенка учиться. Если раньше давали готовые знания, то теперь надо учить ребенка добывать эти знания, направляя, давая ему выходы». 
Предметные результаты традиционно понятны каждому учителю. Они представляют собой освоение знаний по конкретным предметным областям. Более сложными для понимания оказались метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты представляют собой освоенные учащимися на базе учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. 
 Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Обучающийся узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Установленные новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Именно такими помощниками, консультантами должны быть учитель и школьный библиотекарь.
Хорошая библиотека позволяет детям отправиться в увлекательное путешествие в мир знаний, полное открытий, учит их задавать вопросы и находить ответы. Последние научные исследования подтверждают: современные школьные библиотеки создают среду, способствующую детям добиваться успехов в учебе, а учителям - добиваться высокого качества обучения. Чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки, необходимо тесное сотрудничество между учителями и школьным библиотекарем.
Библиотека Горловского лицея №14 «Лидер» - информационный, культурно - досуговый центр школы, объединяющий учителей, детей, родителей. В сотрудничестве с директором лицея Исакиевой Л.В., администрацией и учителями библиотека участвует в планировании и осуществлении плана учебной и воспитательной работы, анализирует потребности школы в ресурсах и информации.
Администрация всегда внимательно относится к нуждам и проблемам библиотеки. Это говорит о правильном понимании роли и места библиотеки в организации воспитательного и образовательного пространства современного образовательного учреждения. В последний год в библиотеке установлено 3 компьютера, подключен Интернет. Компьютеризированная библиотека выполняет особую миссию в школе – обеспечивает читателям оперативный доступ к мировым информационным ресурсам и одновременно является центром формирования информационной культуры читателей. Заведующая библиотекой является членом педагогического совета, принимает участие в подготовке педсоветов, подборе литературы по теме педсоветов, организации книжных выставок.
Комфортная среда библиотеки - одно из условий её успешной работы. Забота об интерьере библиотеки - не самоцель, а уважение к личности ребенка и взрослого. Уютная среда библиотеки - это и открытый доступ, цветы и эстетично оформленные выставки, на которых представлены лучшие, самые красочные книги.
В библиотеке лицея более 500 читателей – это учителя, учащиеся, родители, для них книга – неисчерпаемый источник новых знаний. Сегодня библиотека перестала быть просто хранилищем книг. Здесь проводятся различные мероприятия, библиотечные уроки, литературные, поэтические и познавательные  часы. Содержание работы библиотеки обогатилось с появлением компьютера, приобрело новые современные формы. Теперь можно показывать и картины, и иллюстрации, слушать песни и рассказывать о творчестве писателей, поэтов, художников, используя электронные презентации, видеоролики, буктрейлеры.
   В читальном зале учащиеся могут заниматься во внеурочное время. К их услугам компьютер, электронные учебники, справочники, энциклопедии, различные словари. Школьная библиотека является одним из основных источников информации для ребят, занимающихся в МАН (малой академии наук), принимающих участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах. Они частые посетители библиотеки, а использование традиционных и нетрадиционных источников информации позволяет им расширять познавательные интересы, достигать высоких результатов, как в учебной, так и вне учебной деятельности.
В библиотеке лицея есть и свои традиции. Так ежегодно проводится акция «Подари книгу школьной библиотеке», когда каждый желающий дарит библиотеке свои книги. В декабре 2015 года библиотека лицея №14
«Лидер» получила более одной тысячи книг от Главы республики А.В.Захарченко в подарок читающей детворе. В настоящее время это самая читаемая и любимая литература, особенно серия книг « Замок чудес».
Библиотека сравнима с очагом, к которому тянутся все, чтобы отогреться душой. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что книга - это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя. Очень важно как можно раньше помочь им приобщиться к искусству чтения.   В  библиотеке лицея  у малышей свой уютный уголок, куда они с удовольствием приходят, копаются в книжках, картинки рассматривают, выбирают сами то, что им по душе, а когда не справляются, всегда зовут своего надежного помощника - библиотекаря.
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложные моменты, когда надо найти то единственное решение, которое поможет решить важнейшие жизненные проблемы. В целях поддержки интереса к книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год в Донецкой Народной Республике объявлен Годом чтения. Главой Донецкой Народной Республики подписан Указ № 22 от 8 февраля 2016 года «Об объявлении 2016 года Годом чтения».
Цель данной масштабной акции – привлечь внимание общественности к литературе и чтению. Приобщить к нему подрастающее поколение, привить любовь к книге, к лучшим образцам современного литературного русского языка.
В связи с этим на 2016 год библиотекой лицея запланировано целый ряд массовых мероприятий, направленных на привлечение школьников к чтению и превращению его в увлекательный вид интеллектуального досуга. Применение инновационных форм и методов работы таких как: интеракивная литературная игра, викторина, литературный квест, флешбук, бенефис читателя, поэтический калейдоскоп, фестивали книг, встречи с горловскими писатели позволяют достичь хорошей результативности по привлечению детей к книге и чтению.
Интересные книги несут школьникам тепло, радость и увлекательные минуты за чтением. Читателей сразу привлекают книжные выставки. Их множество - и юбилейные, и тематические, и исторические - самые, самые разные! За последнее время самые популярные выставки в нашей библиотеке: «Планета литературных сокровищ», «Книгу города листая », «Новые стандарты - новое качество образования», «В книжной памяти мгновения войны», «Справочное царство – мудрое государство», « Учимся видеть прекрасное», « Под парусом книги к новым открытиям», « Нет на свете Горловки прекрасней» и другие. С целью ознакомления детей с классической детской литературой ежегодно оформляется книжная выставка «Книги-юбиляры 20... года», презентация которой проходит в январе. К каждой книге представленной на выставке прикреплена дата её создания. Так наши читатели знакомятся с самой «старшей» книгой этого года, и благодаря презентации выставки, «открывают» новые для себя книги. Несмотря на столь «солидный» возраст, книги – юбиляры любимы детьми. Юные читатели с удовольствием и с радостью участвуют в викторине по литературным произведениям, рассказывают о понравившихся эпизодах из книг и самое главное, желают прочесть книги, ранее неизвестные им. Выставка постоянно обновляется и пополняется. На ней представлена литература для всех возрастных групп: малышей, учащихся средней и старшей школы.
В библиотечной работе важно, чтобы было интересно, чтобы тянуло в библиотеку, чтобы совершался в ней тот самый рост и духовное закаливание, которое необходимо для становления личности. Опыт накапливается с каждым годом. И хочется сказать, что эта работа мне доставляет удовольствие, увидев, как у детей загораются глаза, когда они с нетерпением хотят отвечать на поставленные вопросы. Каждый день в библиотеке приносит знакомство с новым. Мое профессиональное кредо: «Служа другим – растёшь и сам». Основная цель всех проводимых библиотекой мероприятий – заинтересовать, увлечь ребят, приобщить их к миру книги.  Прививать любовь и вкус к чтению нужно с детства, поэтому на протяжении многих лет, с целью привлечения детей к чтению, акцент делается на начальные классы. Именно в младшем возрасте формируется эстетический вкус, любовь к чтению, а также это самые благодарные, интересные читатели. Школьная библиотека - это первая для многих детей общедоступная библиотека. Поэтому от школьного библиотекаря зависит, каким читателем станет ребёнок. В нашем лицее, на протяжении многих лет, стало хорошей традицией для первоклассников, после прочтения Букваря проводить экскурсию « Путешествие в волшебный Читай-город».
Сказка для младших школьников одно из самых любимых произведений, которое открывает ребятам «окно» в мир литературы, человеческих чувств, поступков, характеров. Литературные игры, игры- путешествия («Чудесный сказок хоровод»), интерактивные викторины («Острова сказок»), проводимые библиотекой способствуют активизации детского чтения, развитию воображения и читательской фантазии.
Приобщению детей к чтению способствуют мероприятия, посвященные юбилейным датам детских писателей и поэтов. Литературный час «Поспешим друзья скорей к Агнии  Барто  на юбилей», проведенный школьной библиотекой был посвящен 110-му юбилею выдающейся детской поэтессы и любимицы всей детворы. Мероприятию предшествовала подготовительная работа. Второклассники активно читали стихотворения любимого автора, учили наизусть, а в ходе игры прекрасно их декламировали, отгадывали названия стихотворений. Интерактивная игра позволила проявить читательскую эрудицию всем участникам, а творческие способности ребята смогли продемонстрировать, инсценировав любимые стихотворения.
Проведение различных конкурсов, связанных с книгой и чтением - это ёще одно из интересных направлений работы нашей библиотеки. В Год чтения библиотекой проведено ряд новых интересных акций, конкурсов, направленных на привлечение школьников к чтению. Акция « Читательская ленточка» объединила всех читателей библиотеки: учащихся, учителей, родителей. Участники данного мероприятия поспешили в библиотеку и проголосовали за свой любимый жанр литературы. Таким образом, библиотека при помощи « чудо-дерева» креативно изучила читательские интересы, прорекламировала библиотеку и украсила свой интерьер. Не менее интересно прошла акция « Давай читать вместе». Участники акции не только активно читали сами, но вовлекали в этот процесс как можно большее количество своих друзей. Библиотека пополнила ряды своих читателей, а наиболее активные участники получили возможность первыми прочитать самые популярные среди читателей книги модных авторов таких как: Андрей Белянин, Дмитрий Емец, Андрей Суслин и др.
Библиотечные конкурсы - это еще одна возможность для читателей проявить творческие способности, читательскую эрудицию, а самое главное проявить свои возможности в достижении высоких результатов. Учащиеся 1-4 классов приняли участие в конкурсе закладок « Вечная спутница книги» Ребята усердно трудились над своими шедеврами не только на уроках трудового обучения, но и дома вместе с родителями. Такая совместная деятельность объединила всех участников общим полезным делом и еще раз напомнила о бережном отношении к книгам.
Четвероклассники приняли активное участие в литературном конкурсе «Лидеры чтения». Лидеры чтения - это идущие впереди талантливые читатели, умеющие не только наслаждаться прочитанным, но и увлекающие чтением других. Самые активные юные книголюбы презентовали свои читательские достижения, рассказали о любимых авторах и литературных героях своим одноклассникам так, что и им захотелось прочитать эти увлекательные книги. Использование компьютерной презентации и мультемидийной доски в ходе мероприятия, дало возможность, разнообразить формы конкурсных заданий, а учащимся максимально проявить читательскую эрудицию. Победители конкурса получили грамоты от библиотеки за читательские достижения.
Читатели- старшеклассники интересуются поэзией, произведениями, связанными с актуальными проблемами жизни, но при этом многие подростки увлечены чтением развлекательных жанров, пропагандирующих жестокость, насилие. В связи с этим одной из задач библиотеки является пропаганда произведений классической литературы. Работа в данном направлении предполагает тесное сотрудничество библиотеки с учителями литературы. Такое сотрудничество учащихся 9-11 классов, библиотеки и учителей русского языка и литературы состоялось в ходе проведения конкурса компьютерных презентаций и буктрейлеров « Моя любимая книга», « Мой любимый литературный герой». В результате читатели создали свой собственный образовательный продукт, а также получили возможность для развития исследовательских способностей, активизации своей познавательной активности, а все вместе способствовало росту интереса к литературе. Литературный час « Мы вновь читаем Пушкинские строки» библиотека провела совместно с учителем литературы Фоменко М.А. и учащимися 8-х классов. В ходе мероприятия участники перелистали интересные страницы биографии А.С.Пушкина, проявили знания творчества гениального поэта, его жанрового разнообразия. Библиотекой лицея  была представлена книжная выставка, информация о  событиях той исторической эпохи, по истории написания повести «Капитанская дочка, а в завершение литературного часа была использована одна из эффективных форм популяризации произведения- буктрейлер. Данное мероприятие дало возможность учащимся открыть для себя новые страницы творчества великого русского поэта, способствовало пониманию таких нравственных категорий, как «честь», «милость», «добро», «благородство». Сотрудничество библиотеки с учителями филологами продолжилось во время проведения фестиваля справочных изданий, посвященного Году чтения и 215-й годовщине  со дня рождения  Владимира Ивановича Даля, выдающегося лексикографа и создателя « Толкового словаря живого великорусского языка».  В течение недели было   проведено целый ряд интересных  мероприятий: литературную игру- путешествие «Собирал человек слова», словарный урок « Родные россыпи жемчужин», филологический калейдоскоп «За далью - Даль»  В ходе справочного фестиваля учащиеся лицея перелистали страницы  биографии талантливого ученого-филолога. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах – он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова, которые можно назвать “родные россыпи жемчужин”. Ребята познакомились с разнообразными   словарями из фонда школьной библиотеки, научились их использовать, выполняя творческие и практические задания.
В библиотеке встреча с писателем - это всегда праздник. А встреча с писателем, чьи книги пользуются популярностью у читателей - это праздник вдвойне, ведь такие впечатления обычно запоминаются на всю жизнь. В лицее «Лидер» встречи с горловскими писателями стали традиционными. Тесная дружба связывает наш лицей с поэтами - Иваном Нечипоруком , Викторией Поляковой ,которые всегда рады представить читателям свои произведения. Очень памятны читателям встречи с горловской писательницей и журналисткой Н.П. Беличенко, автором книг, посвященных проблемам молодежи, нравственности и духовности. Нина Петровна была у нас в гостях с презентацией книги «Главней всего погода в доме», а диалог с читателями был посвящен выходу в свет фантастического романа «Спасите Владика» и цикла рассказов «Во саду ли, в огороде» Теплая, радушная обстановка расположила учащихся к непринужденной форме общения с автором.  Увлекательная форма изложения самых обычных и фантастических историй заставила ребят задуматься о вечных жизненных ценностях: добре, справедливости, совести.
Библиотекой лицея активно внедряются в практику работы такие инновационные формы привлечения школьников к чтению такие как: литературный квест, флешбук, бенефис читателя, поэтический калейдоскоп, читательский турнир и др. Поэтический праздник « День белых журавлей» был проведен в лицее « Лидер» впервые в этом учебном году библиотекой совместно с учителями, ведущими « Уроки гражданственности Донбасса». Во всем мире 22 октября  отмечался праздник белых журавлей, учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как дань памяти воинов, павших на полях сражений. Праздник родился из знаменитой на весь мир песни « Журавли». Предпосылкой к написанию патриотического произведения, в котором грациозные птицы являются олицетворением павших на поле боя солдат, стала поездка поэта в Хиросиму. День «Праздника белых журавлей» совпал с еще одной датой в истории нашего города - 75 лет назад, 22 октября 1941 года начались бои за оборону Горловки, которые продлились полтора месяца. Учащиеся услышали рассказ о начале войны, об эвакуации горловских предприятий и посмотрели фрагмент фильма « Горловка, опаленная войной» – «Оборона города». Ребята увидели кадры военной хроники и воспоминаний уже ушедшей из жизни участницы войны Валентины Георгиевны Золотаревой.
Мальчишки и девчонки читали стихи о войне и под звуки метронома почтили память всех ушедших минутой молчания. Библиотекой была оформлена книжная выставка «В книжной памяти мгновения войны». Участники мероприятия получили возможность еще раз перелистать страницы лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне, а также познакомились с поэтическими сборниками горловских авторов. Этот поэтический праздник был продолжен. Во время субботника ребята вместе с учителями высадили возле лицея аллею деревьев и назвали её созвучно празднику.
В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-популярной литературы. Использование информационно- компьютерных технологий помогает реализовать метапредматный подход в обучении. Использование данных технологий возможно на всех предметах. ИКТ дают высокий результат: развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают активность учащихся, развивают познавательную деятельность и интерес к предмету. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества, успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
защищаем его душу;
питаем ум и сердце;
побуждаем к самосознанию;
содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке. Никакие технические достижения цивилизации не в состоянии заменить одухотворенный воздух библиотек, тихий шелест книжных страниц, а внимательный библиотекарь сможет заменить даже самый современный компьютер.