Сообщение на тему Артикуляционная гимнастика как средство правильного произношения


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Любой из нас пришёл на свет на этот.
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом.
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Предмет исследования – артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения.
Проблема -Большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно выступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает как устная, так и письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, требуют системной кропотливой работы педагогов, детей и родителей. Одна из причин дефекта звукопроизношения- слабый артикуляционный аппарат.
Цель: выявление влияния артикуляционной гимнастики на становление правильного звукопризношения у дошкольников. Развитие артикуляционного аппарата.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей активно использовать артикуляционную гимнастику, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.
Задачи:
1. Формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
2. Развивать основные психомоторные качества (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) в артикуляционной сфере.
3. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
4. Вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов. 
5. Поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в упражнениях.
6. Воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность.
7. Повышение интереса родителей к процессу развития артикуляционного аппарата.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.
В 4- 5 лет ребенок овладевает более тонкой координацией речевых движений, он начинает правильно произносить все звуки родной речи. Однако артикуляционные движения ребенка еще не совершенны, этим объясняется неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется, закрепляются основные речевые движения - ребенок приобретает стойкую привычку говорить ясно, внятно, правильно (речевые движения ребенка автоматизируются).
У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. У большинства старших дошкольников и школьников 1-х классов, обладающих недочетами речи, нет никаких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.
Овладение речью - сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития
Современные образовательные технологии требуют от педагога - практика высокого уровня профессиональных навыков обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Очень важно, чтобы у ребёнка развилось «чувство языка», умение вслушиваться в родную речь и быть внимательным к словам и звукам. А наша задача - помочь ему в этом. Причём нужно постараться сделать всё, чтобы занятия были увлекательной игрой, а не нудными "уроками".
Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата – это одно из направлений в подготовке к правильному воспроизведению звука.
Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения, у детей развивается воображение, речь становится более эмоциональной. Упражняются органы артикуляции. Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционные упражнения подразделяются:
-статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;
- динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.
Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных)
Работая много лет с детьми, я обратила внимание на то, что у многих детей проблемы с звукопроизношением. Решила в своей работе уделить больше внимание мелкой моторике артикуляционной гимнастике, так как они напрямую связаны с правильным произношением. Изучила литературу по данной теме, опыт других педагогов-практиков, логопедов. Всю свою работу с детьми по развитию звуковой культуры речи я провожу в тесном контакте с логопедом. Она два раза в год проводит мониторинг звукопроизношения детей группы, консультирует меня в том, на какие упражнения и игры для артикуляционного аппарата нужно уделить внимание на определённом этапе. При отборе материала для артикуляционной гимнастики учитываю возраст детей и то, что выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Вовлекаю детей в активный процесс, создаю соответствующий эмоциональный настрой, стараюсь вызвать интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого использую игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры – занятия подбираю картинки, игрушки, сказочных героев, стихотворные тексты, музыкальное сопровождение.
Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука.
В самом начале работы всегда провожу предварительное занятие, чтобы познакомить их с органами речи – губами, языком, нёбом, и т.д. Для этого можно воспользоваться Сказкой о Веселом Язычке. Фрагмент” Сказки о Веселом Язычке”: Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик-рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыть-закрыть). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык высунуть "лопаткой"). Подул легкий ветерок. Язычок спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). С помощью наводящих вопросов ребёнок определит, что делают его губы, язычок, где он находится (вверху, внизу), какой он (широкий или узкий). Это дает ребенку возможность сделать свои первые “открытия”, вызовет интерес к упражнениям. В выполнении упражнений принимаю участие, понимаю, что выполнение этих упражнений для детей большой труд.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, если у ребёнка не получается, перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используем зрительный контроль. Со временем зеркало убираем, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения. Если некоторые упражнения не получаются с первого раза, повторяю их вместе с ребенком, «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Инструкции даю поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами и т. д.
Гимнастику провожу ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Гимнастику можно делать перед общей утренней зарядкой, мы проводим перед завтраком в течение 3-5 минут. Предлагаю детям 2-3 упражнения на одном занятии. Гимнастику пред завтраком проводим фронтально, но если это требуется (у детей не получается) то подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, переходя от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику стараюсь всегда в игровой форме. Сочетаю статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения;
При выполнении новых упражнений обязательно сначала закрепляю «старый» комплекс гимнастики, каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений.
Быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я создаю условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей. Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.
М. Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой.
С этой целью изготовила игры «Поможем Вини Пуху», «Весёлые печенюшки», «Смешарики»; собрала подборки картинок, отражающих название упражнений (например: качели, горка), картинки с изображением упражнения.
Использую «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика); игровые приемы «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. Планируем коллективное придумывание сказки о Весёлом язычке, рисование сказки. Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, мультимедийных слайдов. Занятия становятся интересными, увлекательными, эмоциональными. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Работа над каждым упражнением проводится в определенной последовательности:
1. Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);
2. Показ упражнения;
3. Выполнение упражнения детьми;
4. Проверка правильности выполнения упражнения, указание на недочеты;
5. Повторное выполнение. 
Проводимый логопедом мониторинг показывает, что проводимая работа оказывает благотворное влияние на артикуляционный аппарат, губы и язык становятся более подвижными, снимается напряжение, звукопроизношение улучшается.
Работаем в тесном контакте с семьями воспитанников:
1. Проводим уроки логопеда(групповые, индивидуальные).
2. Оформлена папка «Артикуляционная гимнастика», которая постоянно обновляется.
3. Памятка «Строение артикуляционного аппарата».
4. Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений».
5. Совместное с ребёнком рисование иллюстраций к сказке. Таким образом построенная мной деятельность помогает развивать артикуляционную моторику детей до уровня минимальной достаточности для постановки звуков, поддерживать  интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность,