Консультация на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

МБДОУ д/с «Берёзка» с. Базарные Матаки Алькеевского МР РТ











Консультация на тему:
«Формирование звуковой культуры речи
детей дошкольного возраста»






Подготовила: учитель-логопед
Коновалова Н.М.















2016 год
С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, щебетание птиц, шелест листьев. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации.
Ребенок не всегда может сразу произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата.
Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается за счет правильного произношения согласных звуков.
Овладение происходит в течение нескольких лет и зависит от многих факторов.
Первый фактор – это хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе) может явиться причиной недостаточно громкого произношения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи. Чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса,  к  появлению в речи ошибок грамматического плана.
Второй фактор -  это развитие фонематического слуха, т.е. умение отличать одни речевые звуки (фонемы) от других.
Например: РАК – ЛАК, СОМ – ДОМ и т.д.
Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Из всего сказанного следует, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого слова в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно разделить на такие  этапы:
вслушивание  в звучание слова;
различение и правильное произношение звуков;
самостоятельное вычленение звуков из слов;
анализ звуковой структуры слова;
активные действия со словами (рифмотворчество).
Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности.
В раннем возрасте общение ребенка с взрослыми ограничивается рамками семьи. В младшем дошкольном возрасте круг лиц растет: малыши разговаривают со сверстниками. В старшем возрасте дети объединяются для игр, появляется потребность рассказать что-то товарищам, взрослым.
Общение наиболее успешно осуществляется тогда, когда ребенок чисто и внятно произносит слова. Нечеткое и невнятное произношение отдельных звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано  физиологическими особенностями формирования детской речи.
Но если старшие дошкольники неправильно произносят слова, взрослые должны обратить на это внимание. Дети с недостатками произношения часто произношения часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются рассказывать, читать стихи вслух.
Речь взрослого является образцом для ребенка, поэтому при общении с детьми взрослые должны  постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
В старшем возрасте у детей уже достаточно развит фонематический слух. Это позволяет в дальнейшем направить работу на осознание детьми звукового анализа слова, словесного состава предложения.
В процессе речевых занятий, игр и упражнений воспитатель учит детей понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание детей специально обращается на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять  ударение. При обучении чтению он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следования.
Ознакомление со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы. А также предпосылка к развитию к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкального ритмического строя речи.