Презентация к консультации логопеда для воспитателей в детском саду на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей-дошкольников»


Говорим правильноВоспитание звуковой культуры речи у детей-дошкольников Подготовила учитель-логопед МКДОУ ЦРР- детский сад №13 г. Россоши Воронежской обл. Сибирко Н.Н. Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Правильная речь – это один из важнейших показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Целью работы педагога- воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах. Звуковая выразительность речи (интонация, темп,…)Произносительные качества (произношение, дикция,...) двигательные средства выразительности (мимика, жесты)Элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора)Речевой слух и речевое дыхание Овладение звуковой культурой речи является основой для:Коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя; Умения произносить слова сложной слоговой структуры; Обучения звуковому анализу и синтезу; Обучения грамоте и подготовки детей к школе. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, учит детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.   Процесс овладения звуковой культурой осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы: -Работа должна проводиться систематически. -Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности.-Учёт индивидуальных особенностей ребенка. Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи I этап – от 1года 6 месяцев до 3 летЗадачи:Развитие понимания речи взрослых. Развитие слухового внимания. Развитие артикуляционного и голосового аппаратов. Умение точно подражать словам.Умение различать речевые интонации. Умение производить длительный протяжный выдох через рот. Развивать стремление малышей разговаривать с окружающими;выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.Знакомство их с названиями предметов и явлений. II этап – от 3 до 5 летЗадачи:Развитие фонематического слуха.Правильное произношение всех звуков родного языка.Воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации.Говорить в размеренном темпе.Правильно ставить ударение в словах. III этап – от 5 до 7 летЗадачи:Дальнейшее совершенствование речевого слуха.Закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.Дифференциация звуков. Готовимся работать над звукопроизношением Правильное звукопроизношение складывается из:хорошо развитого фонематического слуха;нормального речевого дыхания;развитой артикуляционной и мелкой моторики Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков. Целью игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, является выработка длительной, направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков. Этому способствуют различные игры и упражнения… Игры и упражнения на развитие дыхания:БабочкаБабочку, вырезанную из папиросной бумаги, прикрепите на нитку длиной 15 – 20 см. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.Буря в стаканеНалейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребёнок устроит бурю в стакане воды. Развитие дыхания « Мыльные пузыри»« Дутье на кораблики »«Листья шелестят»«Снежинки летят»« Надувание воздушных шариков » и др. Учите малыша делать быстрый глубокий вдох через нос, а затем плавный длительный выдох. Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным. Следите, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Чтобы избежать головокружений, делайте не более 3 – 5 упражнений подряд. «Эхо»«Телефон»Произнесение стихотворений с изменением силы голоса и др.Параллельно ведется работа над голосом: Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, чёткое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. 1 этап – узнавание неречевых звуков Игра "Слушай и выбирай". Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:На ветке не птичка -Зверек-невеличка,Мех теплый, как грелка. Зовут его... (белка).Ты не бойся - это гусь,Я сама его... (боюсь).Свистнул чижик:- Фью, фью, фью!Я с утра росинки... (пью!) Игры на развитие фонема-тического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся слышать, различать и опре-делять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове. 4 этап – формирование навыков звукового анализа и синтезаОпределение:- количества звуков;- последовательности звуков;- места звука в слове. Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа. Артикуляционная гимнастика Развитие мелкой моторикиИгры с пальчикамиПальчиковые игры с палочками, с прищепкамиПальчиковые игры со стихамиПальчиковый театр Мелкая моторикаПальчиковый театрМозаикиСчетные палочки, прищепкиСу-джок и т. п. Пальчиками играем – речь развиваем
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.  Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.