Консультация логопеда для воспитателей в детском саду на тему «Воспитание звуковой культуры у детей-дошкольников»


Говорим правильно
Воспитание звуковой культуры речи
у детей-дошкольников
(консультация с презентацией для воспитателей)


Подготовила учитель-логопед
МКДОУ ЦРР- детский сад №13
г. Россоши Воронежской обл.
Сибирко Н.Н.
Слайд 2
Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошколь-ного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
Это связано, в первую очередь, с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.  
Слайд 3
Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно готов к обучению в школе. Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной.
Слайд 4
Целью работы педагога- воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окру-жающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах.
Слайд 5

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели выска-зывания, пользоваться всеми языковыми средствами.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно
произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.),
элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.),
связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты),
а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель, поскольку много времени в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.
Слайд 6
Овладение звуковой культурой речи является основой для:
- коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматиче- ского строя;
- умения произносить слова сложной слоговой структуры;
- обучения звуковому анализу и синтезу;
- обучения грамоте и подготовки детей к школе.
Слайд 7
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формиро-ванию правильного произношения звуков. Формирование правильного звуко-произношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесе-нием слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торо-пясь, интонационно выразительно.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с разви-тием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Слайд 8
Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуще-ствляется стихийно. Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:
-Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.
-Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка.
-При организации развивающей работы должны учитываться индивидуаль-ные особенности ребенка (темперамент, способности).
Слайд 9
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:
I этап – от 1года 6 месяцев до 3 лет
Задачи:
Развитие понимания речи взрослых.
Развитие слухового внимания.
Развитие артикуляционного и голосового аппаратов.
Умение точно подражать словам.
Умение различать речевые интонации.
Производить длительный протяжный выдох через рот.
Поддержание стремления малышей разговаривать с окружающими.
Выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.
Знакомство их с названиями предметов и явлений.
Речь малышей характеризуется стремлением к звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи, поэтому речь воспитателя всегда должна быть примером, эталоном правильной, выразительной речи.
На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, рассказы, стишки, включающие различные звукоподражания. Воспитатель вводит звукоподражания в содержание игр – занятий, в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, в занятия с дидактическими игрушками, в музыкальные занятия.
Слайд 10
II этап – от 3 до 5 лет
Задачи:
- Развитие фонематического слуха.
- Правильное произношение всех звуков родного языка.
- Воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации
- Говорить в размеренном темпе.
- Правильно ставить ударение в словах.
С детьми второй младшей и средней групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.
Слайд 11
III этап – от 5 до 7 лет
Задачи:
- Дальнейшее совершенствование речевого слуха.
- Закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи
- Дифференциация звуков.
На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих- свистящих, звонких – глухих и т. д. Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.
Отработка всех разделов ЗКР осуществляется через дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.
Слайды 12, 13
В младшем и среднем возрасте (3-5 лет) предупреждение дефектов звукопро-изношения складывается из:
- хорошо развитого фонематического слуха;
- нормального речевого дыхания;
- развитой артикуляционной и мелкой моторики.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Слайд 14
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков.
Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:
Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;
нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;
произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;
неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая.
Слайд 15
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Слайд 16
Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «бабочка», «буря в стакане воды», Слайд 17
«мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, перышки, снежинки, листочки, дудочки, свистульки, вертушки… Слайд 18
Учите малыша делать быстрый глубокий вдох через нос, а затем плавный длительный выдох. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).
Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.
Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.
Следите, чтобы не надувались щёки
(на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
Важно!  Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Слайд 19
Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса.
Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.
Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.
Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.
1. «Эхо»
2. «Телефон»
3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.
Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.
Слайд 20
Важным условием развития речи является развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуще-ствляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формиро-вание звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.
Слайд 21
Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и письма.
Слайд 22
4 этапа работы по формированию фонематического слуха у детей:
1этап - узнавание неречевых звуков
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи.
Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:
что шумит? (деревья)
что гудит? (машина)
кто кричит? (мальчик) и т. д.
игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;
Игра "Узнай, что звенит (гремит)?".
Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.
Слайд 23
2 этап – различение звуков речи по силе, тембру и высоте
Кто позвал?   Водящий стоит спиной, дети по очереди называют его имя. Водящий на слух определяет, кто его позвал.
Усложнение: водящий произносит то тихо, то громко «Ау», а дети определяют, далеко или близко он находится.
Детям показывают игрушку-котенка, просят запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем меняя силу голоса, взрослый произносит «мяу», а дети отгадывают, далеко или близко котенок. Аналогично: «Пароход гудит», «Какая дудочка играет?» (большая или маленькая), «Кто плачет?» (мальчик низким голосом  А-А-А, девочка высоким) .
  - «Три медведя» (низкий, средний, высокий голос)
   - «Кто в домике живет?»  (звукоподражание  животным с разной высотой голоса). 
Слайд 24
3 этап - Различение сходных по звучанию слов
Например: крыса – крыша, дрова – трава, уточка – удочка, лук – жук, …и т.д. Слайд 25
Можно предложить ребёнку правильно выбрать и показать картинку: где мишка, а где миска; где уши, а где усы; где коза, а где коса, …и т.д.
Слайд 26
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка… Зверек-невеличка,…Мех теплый, как грелка... Зовут его... (белка).
Ты не бойся - это гусь, Я сама его... (боюсь).
Свистнул чижик:- Фью, фью, фью! Я с утра росинки... (пью!)
Слайд 27
4 этап – формирование навыков звукового анализа и синтеза
Определение:
-количества звуков в слове;
-последовательности звуков;
-места звуков.
Слайд 28
Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложне-нием игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове.

Слайд 29
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляци-онного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа.
Польза артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- снижение напряжённости артикуляционных органов;
- постановка правильного произношения звуков.
Слайд 30

С детьми младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье») .В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.
Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.
В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую. 
Благодаря систематическим занятиям и упражнениям, развивающим артикуляционную моторику и речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда.

Слайды 31, 32, 33, 34

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения, должны проводиться систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, пальчиковые игры с прищепками, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, вальдорфские узоры, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Слайд 35
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка:
- он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознатель-ность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспева-емость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия; помощь родителей; воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.
Слайд 36
Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Слайд 37
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.
Слайд 38
Спасибо за внимание!