Конспект занятия по автоматизации звуков в речи детей в старшей группе. Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.


Конспект занятия по автоматизации звуков в речи
детей в старшей группе.
Учитель-логопед: Кучукбаева Лариса Николаевна
 Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.
Цель: формировать навыки  правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.
Задачи:
      Обучающие
-уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука[Ш];
- учить произносить звук[Ш] с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор;
- развивать навык звукового анализа и синтеза.
     Коррекционно-развивающие
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
-совершенствование речемыслительных процессов( анализ, синтез, обобщение, умозаключение);
- учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.
        Воспитательные
Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.
 
                                    
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Дидактическая задача: Обеспечить рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.
 
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.
 
2.1. Артикуляционная гимнастика.
Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе
- Чашечка
- Маляр красит потолок
- Вкусное варенье
- Желобок.
- Гусь рассердился.
 2.2. Отработка произношения  слогов перед зеркалом.
Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.
Ребёнок повторяет  за логопедом слоги перед зеркалом ( по подражанию)
Логопед: Повтори чётко  и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться
(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)
2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Игра"За ширмой".)
Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки
Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет (шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)
Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки.
2.4. Правильное произношение звука( положение губ, языка, воздушная струя)
Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением  и показом своих действий.
Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.
2.5. Характеристика звука [Ш].
Дидактическая задача: учит давать  акустическую характеристику, пользуясь схемой.
 3.Этап подготовки к сознательному усвоению.
 Чтение  рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по  рассказу о необходимости работы над правильным произношением.
Вывод. Определение темы.
 
4. Этап усвоения новых  знаний .Работа над новым материалом.
Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
4.1. Чтение открытых слогов.
Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.
Прочитай слоги чётко и понятно.( Схема.)
 4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».
Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,
Развитие фонематическогослуха.
Гру(ша), ка(ша), Ма(ша).  Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)
 4.3. Назови  первый слог и первый звук в слове.
Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.
( шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)
 Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.
 
4.4. Назови место звука Ш  в слове (начало, середина, конец)
Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций .
Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.
 
4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.
Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.
Физкультминутка: ( со зв. [Ш]) "Кот Тимошка"
"Кот Тимошка жил на крыше,
Рядом в доме жили мыши,
Караулил кот мышей,
Вынув пробки из ушей,
Мышки сильно испугались,
В свои норки разбежались.
Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.
 
5. Этап закрепления
Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.
- Уточнение правильной артикуляции [Ш]
-Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]
- Дать характеристику звука [Ш]
 6. Подведение итогов.
Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.
- Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?
- Как вы сегодня работали? Поощрение картинкой.
 Ресурсы: предметные зеркала, ПК,  компьютерная игра «Игры для Тигры», картинки, схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».
 
Прогнозируемые результаты.
После изучения данной темы ребёнок может:
 Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш,   правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.
 Уметь: правильно произносить  звук Ш , открытые слоги со звуком Ш,
слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.
Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.
 Фотографии с занятия.


Приложение.