Инновационные методы активации познавательной деятельности и развития творческого мышления обучающихся при проведении комбинированных уроков

«Инновационные методы
активации познавательной деятельности и развития творческого мышления обучающихся при проведении комбинированных уроков»
Осипова Анастасия Владимировна
преподаватель специальных дисциплин

В последнее время достаточно широко вошёл в употребление термин «инновационные педагогические технологии». Прежде, чем рассмотреть сущность и признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология». Слово «инновация» имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введение нового. В педагогической интерпретации «инновация» означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях ещё не выдвигались или ещё не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое даёт возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задачи воспитания и образования.
Итак, различают понятия «новация» или новый способ и «инновация», т.е. нововведение.
Новация – это само средство т.е. новый метод, методика, технология, программа и т.п., а инновация – процесс его освоения, педагогическая технология – совокупность приёмов, которые применяются в каком-либо деле, в частности, в деле обучения и воспитания, коррекции результатов деятельности ученика и обеспечения комфортных условий для ученика и учителя.
Таким образом, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели урока, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности обучающегося и преподавателя.
Индивидуальные, фронтальные формы обучения на уроке являются традиционными, а коллективные (групповые, парные) формы работы требуют активных, самостоятельных обучающихся, способных решать поставленные перед ними задачи.
В последнее время интерес обучающихся к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных (креативных) уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки типа: «КВН», «Счастливый случай», «Своя игра», уроки-ассорти, кругосветки и др.
С позиций целостности педагогического процесса урок в любом случае необходимо рассматривать как основную форму его организации, именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других коррекционно-развивающих видов деятельности подростков. В зависимости от дидактических целей и звеньев в процессе обучения реализуемых на уроке в настоящее время можно выделить 9 типов уроков, но самым распространённым (традиционным) считается комбинированный урок.
При рассмотрении структуры комбинированного урока можно выделить следующие его элементы (этапы):
Организация начала урока (оргмомент);
Проверка выполнения домашнего задания (проверка знаний обучающихся, т.е. опрос);
Подготовка к основному этапу урока, усвоение новых знаний (изучение нового материала);
Первичная проверка понимания;
Закрепление знаний и способов действий;
Обобщение и систематизация знаний;
Подведение итогов урока;
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
Оценка знаний.
Структура комбинированного урока должна быть чёткой и гибкой в зависимости от характера группы и индивидуальных особенностей обучающихся. Однако переход от одного этапа урока к другому предусматривает не только традиционный подход (опрос, изучение нового материала, закрепление), а шаги, обусловливающие движение к поставленным целям урока, т.е. усвоения его содержания.
С этих позиций важно проанализировать:
Какие методы и приёмы я буду использовать на уроке для актуализации речевой и интеллектуальной деятельности студента;
Какие коррекционно-развивающие задания буду использовать для компенсации недостатков восприятия памяти, внимания, мышления, речи, моторики;
Как буду использовать дидактический материал;
Как организую коммуникативную направленность урока (соотношение объёма речи педагога и обучающихся, вербальных и невербальных методов обучения).
Главным критерием качества комбинированного урока является не только его особая организация труда, но личные достижения обучающихся, их опыт, степень их самостоятельности и осознанности процессом обучения.
Немаловажное значение имеет культура преподавателя, его внешний вид, интеллектуальный и нравственный облик. Всё это вместе и будет являться важным условием эффективности комбинированного урока.
Для достижения поставленных целей и задач я в своей работе использую как традиционные, так и инновационные методы и технологии, которые позволяют мне наиболее успешно организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Какие же методы и приёмы, используемые на уроке, обеспечивают развитие активной деятельности обучающихся?
Ведущими или традиционными методами преподавания, являются:
рассказ с элементами беседы;
беседа, сопровождающая демонстрацией наглядных пособий;
работа со схемами, рисунками, таблицами;
поисковая беседа с целью разрешения проблемной задачи;
самостоятельные наблюдения, опыты;
самостоятельные работы с учебником, рабочими тетрадями, картами;
лабораторные работы и практические занятия;
видеофильмы.
В своей практике я использую творческие методы:
МЕТОДЫ УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ (когнитивные):
Метод сравнения.
Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении, например, темы блюда из круп, обучающиеся сравнивают ассортимент блюд в период эпохи правления царей и настоящее время, рассматриваются старинные названия изделий, их технология приготовления.
Метод эвристических вопросов (чаще применяется для самостоятельного изучения материала или в процессе изучения нового материала это делает обучающийся)
Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?
Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ, а именно: для применения этого метода каждому обучающемуся задается задание для изучения отдельного блюда, а вопросы являются планом ответа: что представляет собой это блюдо; кто его впервые приготовил; как и зачем и где применяется; чем интересно.
Метод образного видения.
Результат работы выражается в графической форме ( эскиз проекта). Обучающимся предлагается с помощью программы Microsoft Office PowerPoint создать презентацию по изучаемым темам, например, пошаговая технология приготовления блюд, ассортимент блюд по теме, варианты оформления блюда по теме и т.д.
КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:
Метод придумывания (метод эскиза):
Это способ создания неизвестного ранее блюда: его технологии, варианта оформления, правил и норм отпуска. обучающийся может предлагать блюда, которые готовят в его семье по особым рецептам. Но обязательным условием является эскиз блюда, так как это составная часть любого творческого проекта.
Метод вживания.
Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, вернуться на несколько веков назад, прочувствовать вкус и аромат блюд, которые готовились в эпоху Пушкина, Петра Первого, Екатерины Великой.
ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ МЕТОДЫ:
Метод ученического планирования.
Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, например, составление технологических карт, разработка меню для мероприятий различного рода направленности, составление калькуляции. Обучающиеся овладевают умением анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Метод самоорганизации обучения.
Умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем. Обучение строится на работе с первоисточниками, технологическими картами блюд и кондитерских изделий, что является основой творчества.
Метод взаимообучения.
Обучающиеся работают в парах, группах, выполняют функции преподавателя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов. Принцип работы в мигрогруппах строится на определениях «Научился сам, научи друга», «Мы вместе», «Мы – команда», так как одним из условий развития творческой личности является умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
При использовании этого метода нужно изучить способности ребят, их темперамент, физиологические особенности и подбор в группы осуществлять по принципу «сильный-слабый», т.е. в группу подбираются обучающиеся с разным уровнем обученности.
Такие инновационные технологии и приёмы развивают внимание, наблюдательность, пытливость, исследовательские навыки и значительно активизируют познавательную деятельность обучающихся. Такие уроки студенты лучше запоминают т.к. для них он был интересным, коррекционно-развивающим, воспитывающим и активизирующим мыслительную и творческую деятельность.
Другой метод – беседа в форме диалога, полилога, при котором основное место занимают вопросы преподавателя и ответы обучающихся. Например, вводная беседа на этапе организации обучающихся на урок и объявления целей урока с эффектом занимательности. Это отгадывание загадок, ребусов, решение кроссвордов, шарад. У студентов сразу появляется интерес к изучаемой теме, и они быстро включаются в учебный процесс.
На этапе изучения новой темы включаю влияние фактора неожиданности, удивления. Так, например, при изучении нового материала по физиологии питания по теме: «Процесс пищеварения» в качестве демонстрационного пособия я использовала видеофильм о системе пищеварения человека изнутри. Студенты по-настоящему были удивлены и с интересом смотрели фильм, так как изнутри свой организм они видят впервые. Создание на уроке положительного эмоционального тонуса и ориентировка на ситуацию успеха способствуют формированию мотивации к учёбе и преодолению трудностей обучающихся.
Успешность проведения комбинированного урока зависит, конечно, от подготовки преподавателя к нему и от того насколько в уроке соблюдены:
- ясность плана, его цель (образовательная, развивающая и воспитывающая);
- логическая последовательность в сообщении нового материала с учётом развития обучающихся;
- оснащенность урока наглядными пособиями;
- подбор дидактических и развивающих игр;
- самостоятельных, практических и других видов работ;
- включены обязательно проверка, повторение и закрепление полученных знаний в процессе обучения.
Комбинированный урок имеет и ряд недостатков, о котором говорит М.М.Поташник в своей книге «Требования к современному уроку», (с. 23-25).
Шаблонная структура комбинированного урока при постоянно одном и том же наборе структурных частей надоест любому, даже самому сознательному, самому любящему учиться студенту. Имея отрицательные и положительные стороны комбинированного урока , тем не менее наиболее распространёнными являются именно комбинированные уроки.
Они отличаются оптимальной сменой видов учебной работы, что соответствует физическим и психическим возможностям обучающихся , особенно 1 курсов.
Поэтому мы не можем уйти от преобладания структуры комбинированного урока, потому что в условиях реализации требований ФГОС необходимо проверять знания обучающихся до объяснения нового материала, т.к. содержание каждого последующего урока лучше усваивается студентами при отчётливом понимании предыдущего материала.

15