Урок-исследование Тема: роль имен прилагательных в устной и письменной речи(4 класс)

Урок-исследование
Тема: роль имен прилагательных в устной и письменной речи

Нам дан во владение самый богатый,
меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский

Готовность к уроку
Ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
-Итак, урок русского языка
-запишите число, сядьте красиво.

Мотивация или создание проблемной ситуации (способ погружения в проблему)
-посмотрите на экран, внимательно прочитайте высказывание
-обратите внимание на части речи, которые использует Паустовский в своем высказывании (больше всего Паустовский использует имена прилагательные)
-назовите тему урока(о важности прилагательных)
-роль имен прилагательных в нашей речи
-у нас сегодня не просто урок, а урок- исследование
- вспомните, что главное на уроке – исследование (тема, любое исследование начинается с гипотезы, цели исследования)
-тема: роль имен прилагательных в нашей речи.
-А выдвинуть гипотезу нам помогут слова Паустовского (действительно ли, имена прилагательные делают нашу речь богатой, меткой, могучей и волшебной?)
-значит наша цель – подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу
Исследование и обмен информацией
На доске – название гипотезы и слова Паустовского
Богатый, меткий, могучий, волшебный язык - нужно подтвердить каждое слово гипотезы
работа в группе
-план работы следующий: группы получают задания и вместе работают
1 группа
-образуйте прилагательные от словарного слова богатство, используйте суффиксы -еньк, -ейш, краткое прилагательное.
(богат, богатый, богатенький, богатейший)
-подберите к ним антонимы
(беден, бедный, бедненький, беднейший)
-с помощью чего образовались новые прилагательные?

-задание для всего класса
разберите по составу «богатенький»
Богатство- богатенький
-посмотрите, сколько слов у нас получилось!
вывод: доказали, что русский язык богатый, благодаря прилагательным

группа
-подберите синонимы к прилагательному
Богатый - роскошное, шикарный, обильный, зажиточный, великолепные, большой – по словарю
-Составьте и запишите с ними словосочетания используя слова
Платье, дом, знания, опыт, человек, урожай.
-обратите внимание, как прилагательные оттеняют нашу речь, передают разный смысл сказанному!
 Вывод:
Действительно, при помощи прилагательных можно выразить тончайшие оттенки мысли, показать, как говорящий оценивает предмет
- подведем первый итог, мы доказали что язык богатый и выразительный, благодаря прилагательным.

Задание для класса
-составьте предложение со словосочетанием роскошное платье в предложном падеже
-Разберите предложение по членам предложения

3 группа
-составьте словосочетания:
Богатый (Платье, дом, знания, опыт)
-какие словосочетания употребляются в переносном смысле?
-к данным словосочетаниям подберите крылатые выражения, фразеологизмы–со словарем
богатое платье - в пух и прах
богатый дом-дом полная чаша
богатые знания-ума палата
богатый опыт- стреляный воробей
-посмотрите, как с помощью прилагательных можно точно попасть в цель, показать суть чего либо!
-какую роль сыграли им. Прилагательные?
вывод: действительно, с прилагательными наш язык меткий
Задание для всех
-запишите словосочетание «стреляный воробей» в Р., Д.. П.падежах, выделите окончание ;
-как определить род, число и падеж у прилагательных? (по существительному)

4.группа работает по учебнику
-найдите упр105, с.49
-составьте предложение-считалку (Тимофей Белозеров)
- Из Позёмки Ветерок Свил Серебряный Шнурок И на нём Привёл В тайгу Белогривую Пургу!
-какие прилагательные помогают подметить характер зимних явлений природы?
-как можно сказать по -другому?
Серебряный шнурок- искристый блестящий снег
Белогривая пурга – как резвая лошадь с белой гривой

Еще раз сделаем вывод:
действительно с прилагательными наш язык меткий и точный

Работа над текстом (в парах)
-рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж:
«Пришла зима. Стоят морозы. Лес спит под шубой. Берёзки украшены инеем.»
-сумеет ли такой текст создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года?
-включим в свой рассказ имена прилагательные.
«Пришла холодная зима. Стоят суровые морозы. Январский лес спит под теплой шубой. Стройные берёзки украшены узорчатым инеем.»
-каким стал наш текст? Что с ним произошло?
- Вы увидели, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграло» всеми цветами – помогает не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима!

Вывод;
Действительно, прилагательные оживляют, делают нашу речь волшебной

-Нам осталось исследовать слово могучий
- как вы понимаете слово
-подберите синонимы: могучий - .
- а Лера нам расскажет, что она узнала, готовясь к уроку сегодня о прилагательном могучий
-В словаре Ожегова я нашла, что слово могучий обозначает: Тот, кто обладает властью, силой, влиянием, очень сильный,  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
-в этимологическом словаре могучий – значит «много могу», могучий упоминалось со словами: могучий богатырь, могучая страна, могучая армия. Могучий народ, могучий язык.
У Лермонтова есть строки - Могутные плечи распрямливает, Это был плечистый, могутный мужик.
То есть могучий- это русский народ, вынесший на плечах все тяготы земли русской, говорящий на могучем языке.
Вывод: действительно наш язык богатый, меткий, могучий, «волшебный» благодаря прилагательным.

- но вернемся к Паустовскому:
-вам знаком автор этих строк? (да, это Константи
·н Гео
·ргиевич Паусто
·вский, русский писатель, автор произведения «Корзина с еловыми шишками»)
-Как вы думаете, почему он использовал именно прилагательные в своем высказывании? (прилагательные действительно делают нашу речь богатой, меткой, могучей и «волшебной».
-Какие чувства вы испытываете после прочтения высказывания о родном нам языке? (гордости за свою страну, за родной язык)
-.С этим нельзя не согласиться.
-всем известно, что наш язык по красоте, по мелодичности, по возможностям для выражения мыслей, чувств, состояний не имеет себе равных в мире. Язык Пушкина, Толстого и Есенина – самый выразительный.

Итак, вернемся к нашей цели урока
-удалось доказать , достигнуть цели.

Рефлексия, проверка понимания (на листе)

1.На уроке
- сегодня удалось
- я научился
- мне понравилось

2. Мое настроение..
доволен собой, хочу знать больше
Я работал хорошо, но мог бы и лучше.
Мне было не интересно, испытывал трудности.




































Минутка чистописания.
(На доске написаны соединения букв – ая, -яя, -ое,- ее - ой,- ий, -ые,- ие.)
- Может быть, кто-то догадался, где мы с ними встречались? (В конце слова, в окончаниях имён прилагательных)
(Хороший) речь приятно слушать. (Падеж, окончание прил.)
- не случайно в народе есть пословица
-От чего зависит окончание прилагательных?
-правильно поставленные окончания у прилагательных делают речь понятной


Торчит парус сиротливый
В кумаре лужи клевой
Что ловит он в стране дубовой
Чего завис в краю тутошнем.
-Вот, что бывает, если неумело пользоваться таким сильным инструментом, каким является наш русский язык.
-русский язык станет волшебным только в «умелых руках».










Михаил Лермонтов «Парус»
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом.  Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? 




Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.  А.И.Куприн




Учитель:            Нам дан в наследство самый богатый, меткий, красивый язык. Но мы  не  всегда ценим это богатство, иной раз небрежно относимся к употреблению  слов, засоряем речь ненужными выражениями. Давайте ничего не будем  говорить, а просто послушаем  и посмотрим на себя со стороны.
          
                                                             (1) СЦЕНКА ,,Больной” .
                Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
                Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
                Доктор: Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. (Ставит Пете термометр)
                               А в каком классе учитесь, молодой человек?
                Петя: В пятом ,,Бы”.
                Доктор: В пятом ,,Бы”? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
                Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело
                Доктор: Жутко и весело! Гм А учитесь как?
                Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут Их училка  в пух и прах хвалит
                Доктор: ПорядочекЖелезно(Берёт у Пети термометр) Ну-ка, открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он (показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.









13PAGE 15


13PAGE 14615