Технологическая карта урока чтения Г. САПГИР «ПРО МЕДВЕДЯ». М. БОРОДИЦКАЯ «РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ»


Урок4. Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой»(технологическая карта)
Цели деятельности педагога Создать условия для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать
Тип урока Комбинированный
Планируемые результаты образования
Предметные: умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить самого героя и его речь*
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать и правильно употреблять понятие «интонация».
Коммуникативные: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного
Формы и методы обучения Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный
Основное содержание темы, понятия и термины Знаки препинания, интонация в речи
Образовательные ресурсы Карточки с пунктуационными знаками ! . ?; карточки с изображением предметов; словари по русскому языку; иллюстрации к произведениям; портреты поэтов и писателей

Этап урока, цель Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Организационный момент Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, фиксирует отсутствующих Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Наблюдение учителя
II. Актуализация знаний, сообщение целей Повторение темы урока 3.
Игровой момент (загадка).
Постановка цели урока Проводит конкурс рисунков о волшебных буквах русского алфавита.
Предлагает учащимся отгадать загадки:
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
(Вопросительный знак.)
Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
(Восклицательный знак.)
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
(Точка.)
Открывает на доске карточки с изображением знаков препинания и спрашивает учащихся, какую роль выполняют эти знаки в письменной и устной речи Показывают свои рисунки о буквах, выполненные дома. Читают стихотворения о буквах.
Отгадывают загадки.
Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Понимать смысл загадки и смысл текста.
Осознанно строить речевое высказывание
Устные ответы на воп- росы.
Наблюдения учителя

1 2 3 4 5 6
Просит прочитать предложения, передавая голосом различную интонацию в соответствии со знаками препинания.
Я умею читать.
Я умею читать?
Я умею читать!
Объясняет учащимся, что на уроке будут учиться передавать голосом при чтении различную интонацию.
Интонация – тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего Читают предложения с различной интонацией Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя) III. Изучение нового материала Чтение скороговорки.
Работа с карточками.
Просит учащихся прочитать скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе:
Стала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
В. Лунин
Интересуется, с какой интонацией надо читать слова утки.
Показывает карточки с картинками и предлагает выполнить задание:
– Назовите предметы, изображённые на карточках.
– Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются (Приложение 1) Читают скороговорку
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выполняют задание педагога.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Формулировать ответы на вопросы учителя.
Находить на разнообразные способы решения задач.
Наблюдения учителя.
Задание в карточке.

1 2 3 4 5 6
Физкультминутка (Приложение 2).
Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой».
Беседа по теме «Интонация» и по содержанию стихотворения – Объясните значение пословиц на с. 15 (часть 1) учебника.
– Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно?
«О-о-о!» (Удивленно.)
Проводит физкультминутку.
Предлагает прочитать фамилию автора, название стихотворения и ответить на вопросы:
– Как называется стихотворение?
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
Просит учащихся во время чтения обратить внимание на пунктуационные знаки.
Организует беседу по вопросам:
– Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)
– С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.)
– Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.)
– Почему поссорились мальчик и пчела?
– Какие звуки в словах нужно произнести протяжно? Читают с различной интонацией восклицания:
«Э-э-э!» (Важно.)
«У-у-у!» (Обиженно.)
«А-а-а!» (Нежно.)
Самостоятельно читают стихотворение «Разговор с пчелой» (по выбору учителя).
Отвечают на вопросы.
Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.)
Зачитывают только слова пчелы, показывая голосом, что она рассердилась Сохранять поставленную задачу
Владеть навыком смыслового чтения текста.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Наблюдения учителя.
Устный опрос

1 2 3 4 5 6
IV. Закрепление знаний и способов действий Игра «Продолжи рифму» (Приложение 3) Читает стихотворение Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем Устный ответ
V. Подведение итогов Обобщение полученных на уроке сведений и знаний Проводит беседу по вопросам:
– С произведениями каких авторов мы познакомились?
– Что объединяет эти произведения?
– Как можно передать чувства говорящего?
– Какое стихотворение понравилось больше всего? Размышляют и отвечают на вопросы.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок Оценивание учащихся за работу на уроке
VI. Внеурочная деятельность Подготовить выразительное чтение изученных стихотворений Объясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание Приложение 1

Ответ: банки-санки; шишка-мишка; жук-лук.
Приложение 2
Физкультминутка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок, кому в зубок,
Кому в лапочку.
Приложение 3
Рисовал художник ламу
И картинку вставил в … (раму).
Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я … (пил).
Зреет на кустах малина,
Соберет ее … (Марина).
Собирал модели Юлик,
Помогал братишке … (Юрик).
Дедушку зовут Лука,
У него болит … (рука).
На столе – с картошкой плошка,
За столом – голодный … (Прошка).
Приготовил повар … (Пров).
Вкусный и душистый плов.
Вечно плачет этот Лёва,
Говорят ему: «Ты – … (рёва)».
В блеске солнечных лучей
По земле бежит … (ручей).
Хорошо танцует Ваня
И его сестрёнка ... (Таня).