Урок по географии на тему Озера и болота (6 класс)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской народной республики
«Ровеньковская образовательная школа № 6»
Разработка урока по географии
для 6 – го класса
Тема. Озера и болота
Составила:
учитель географии
специалист II категории
Москаленко
Наталья Александровна
Ровеньки
2017

Урок № 44
Тема. Озера и болота.
Цель урока: актуализировать знания учеников о реках как составной части гидросферы, сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, “болото”, представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению.
Развивающие: развивать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы для 6 класса, иллюстрации болот и озер, карточки.
Тип урока : изучение нового материала.
Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообщения обучающихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.
Ход урока
Организационный этап
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).
Прием « Узнай меня»
На доске висят картины с закрытыми листочками. Чтобы узнать, какие еще объекты относятся к внутренним водам, необходимо открыть листок, ответив на вопросы.
- Дайте определение терминов: исток, приток, устье, русло.
- Что такое речная система? Из каких частей она состоит?
- Как определить правый и левый притоки?
- Чем питается река?
- Каково хозяйственное использование рек?
-По характеру течения реки бывают?
По картинкам дети определяют болото и озеро.
А теперь послушайте загадку.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки.
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды-
В нем все отражается ...
Как это зеркало называется? (озеро)
Это и будет нашей новой темой. Учитель называет тему и задачи урока.
Изучение нового материала
Метод «Ассоциация»
Учитель называет слово озеро и предлагает подобрать подобные слова – ассоциации.
Слово – вода.
Куда можно налить воду? ( в кастрюлю, в стакан, тарелку, водопровод, чашку, ванну, бочку и т.д.)
Посуда может быть разной по форме, размерам, глубине, качеству, предназначению.
Перейдем к слову озеро.
Как вы думаете, что такое озеро? Озеро – это большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.
Озера имеют условия для формирования (наличие воды, понижение в рельефе, для скапливания воды)
Озера бывают также разные по происхождению, по свойствам воды.
Озера могут образовывать болота.
Закрепление знаний
Работа в небольших группах – работа с учебником
Задание группы № 1.
Прием «Паучек»
1949504443276Образованы в результате просадки грунта
00Образованы в результате просадки грунта
Необходимо прочитать материал учебника на с. 115, найти как можно больше различных примеров образований озер по происхождению, записать, разбросав нити паутины озерного паука.
-24285356270В областях многолетней мерзлоты
0В областях многолетней мерзлоты
378931956270Образованные в разломах земной коры
00Образованные в разломах земной коры

29184602781301089070134337225797635812
1838960106045озера
00озера

1365250184150-665838759Занимают кратеры потухших вулканов
00Занимают кратеры потухших вулканов
4175094-2257Образованные в прогибах земной коры
Образованные в прогибах земной коры
3457575250190
527685-4019552245307722143105150-1041403599180-1828804075430249555В горах, на равнинах, в ледниковых горах
В горах, на равнинах, в ледниковых горах

-17653020320Остатки древних морей
Остатки древних морей

1332230241300На местах старых русел
00На местах старых русел

402018514605Созданные человеком
0Созданные человеком

Задание группы № 2.
Заполнить сводную таблицу «Какая вода в озерах», прочитав материал учебника на с. 116.
Название озера Питание озер Как изменяется вода возерахОзера по речному стоку
Байкал Атмосферные осадки
Таяние ледников
Подземные запасы воды
Вода, приносимая реками Пресное, во влажном климате Сточное
Танганьика Ньяса Ладожское Онежское Великие озера Виктория Каспийское Аральское Мертвое Соленое, в засушливом климате Бессточное
Пресные озера во влажном климате, соленые в засушливом климате;
Сточные, бессточные.
Задание группы № 3.
Прием «Определить название озера»
Ученики определяют по географическим координатам озера.
По физической карте мира озера:
400 с.ш., 460 в.д. – (Каспийское)
130 с.ш., 150 в.д. – (Чад)
30 ю.ш., 350 в.д. – (Виктория)
60 ю.ш., 300 в.д. – (Таньгаика)
120 ю.ш., 360 в.д. – (Ньяса)
330 с.ш., 360 в.д. – (Мертвое)
160 ю.ш., 500 з.д. – (Титикака)
670 с.ш., 1200 з.д. – (Великое)
470 с.ш., 530 в.д. – (Аральское)
420 с.ш., 1040 з.д. – (Эри)
По физической карте Российской Федерации озера:
630 с.ш.,300 в.д. – (Ладожское)
650 с.ш., 340 в.д. – (Онежское)
500 с.ш. 450 в.д. – (Эльтон)
510 с.ш., 1100 в.д. – (Байкал)
490 с.ш., 500 в.д. – (Баскучак)
Задание группы № 4.
Прием « Цепочка знаний»
Необходимо составить схему – цепочку образования болота из озер, прочитав материал на с.117.
485795775427137662664632Озера зарастаютпоявляется на поверхности мох
5893542662083734091132310-33020131705моховой слой разрастается, утолщаетсяобразование трясины
-3369472390396559062108вырастают болотные травы, кустарники, деревьятрясина
105664064135проваливается образуется торф
Задание группы № 5
С помощью учебника и дополнительного материала найти значение озер и болот.
Озеро
Использование в хоз-ве,
Перевозка грузоперевозок,
Из соленых озер добывают поваренную соль,
Для разведения рыбы и водоплавающих птиц.
Увлажняют воздух.
Места отдыха.
Вред болот
-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;
-опасное место для жизни людей.
Польза болот
-болото – место обитания птиц;
-на болотах образуется торф;
-на болотах растут ценные ягоды;
-болота дают начало многим рекам;
-на болотах идет очистка воды.
Физкультминутка
Обобщение, систематизация и контроль знаний
Прием « Не разорви цепочку»
Вопросы
Как и где образуются озера? (ответы 1 группы)
Каким образом питаются озера?
Как изменяется вода в озерах? (ответы 2 группы)
Назовите и покажите на карте бессточные и сточные озера по данным координатам (ответы 3 группы)
Назовите цепочку образования болота из озера. Болота образуются лишь только из озер? ( ответы 4 группы)
Сравните значение озера и болота. (ответы 5 группы)
Подведение итогов
Рефлексия
Домашнее задание
П. 35 прочитать,
Ответить на вопросы на с. 118, описать озеро (на выбор) по карте и по плану.