Презентация на тему Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО (основной образовательной программ начального общего образования)


Выступление на педагогическом совете МБОУ «Ягуновская СОШ»Доклад подготовила учитель начальных классовН. Н. Вакуленко Планируемые результаты освоения ООП НОО система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов? Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (п. 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:Фиксировать цели оценочной деятельности.Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.Фиксировать условия и границы применения системы оценки оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки)оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образованияоценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования Основные направления и цели оценочной деятельности: Система оценки Внешняя оценка – осуществляемая внешними по отношению к школе службамиВнутренняя оценка –осуществляемая самой школой (учеником, педагогами, администрацией)Внутренняя и внешняя оценка выстраиваются на одной и той же содержательной и критериальной основе, причем задает общее понимание внешняя оценка Система планируемых результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Система оценки: социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных сформированность основ гражданской идентичности личности;2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;3) сформированность отношений, правосознание. Объект оценки личностных результатов Оценка метапредметных результатов Содержание оценкиОбъект оценкиПроцедуры оценки совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т.е. умение учиться.сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действийа) внутренняя накопленная оценкаб) итоговая оценка Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действийможет рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметовможет проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе Как результат выполнения индивидуального проекта. Выносится на итоговую оценку Типовые задачиУчебно-познавательные и учебно-практические задачиНестандартизованные виды оцениванияЗащита проекта систему основополагающих элементов научного знания, систему формируемых действий Предметные результаты содержат в себе: Оценка предметных результатов Содержание оценкиОбъект оценкиПроцедуры оценки система предметных знаний и система предметных действийспособность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метаредметных действийа) внутренняя накопленная оценкаб) итоговая оценка (внутренняя или внешняя) способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий Объект оценки предметных результатов сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий задания базового уровня сложности проверяют предметные и метапредметные планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ на ступени основного общего образования Объект итоговой оценки на ступени ООО Структура планируемых результатов Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: • четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;• учебных программ по всем предметам — «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня защита итогового индивидуального проектаДополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельностьВыполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету Индивидуальный итоговой проект Стартовая диагностикатекущее выполнение учебных исследований и учебных проектов;промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий разного типа  Формы и виды промежуточной диагностики на ступени НОО Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Уровневый подход повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Уровни выше базового пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Уровни ниже базового свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено Пониженный уровень свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни Низкий уровень материалы стартовой диагностикитематические и итоговые; проверочные работы по всем учебным предметам;творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты Составляющие системы накопительной оценки выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня критерий достижения/освоения учебного материала специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях Портфель достижений результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др. Состав портфеля достижений является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения –развитие универсальных учебных действий;предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфель достижений результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА). Итоговая оценка выпускника формируется на основе: отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями. Характеристика выпускника ОШ комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; Особенности системы оценки оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;в) оценки проектной деятельности обучающихся;адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля;б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга);в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию; К компетенции образовательного учреждения относится: Какие нужны новые формы и методы оценки? Нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.д.Необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Показатели оценки образовательных достижений Инструменты Итоговая оценка Внутришкольный мониторингПортфель достижений Оценка достижения планируемых результатов Динамика образовательных достижений Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.Это сугубо личная сфера, поэтому проводить такую диагностику необходимо только в виде неперсонифицированных работ. Система контроля дополняется новыми формами контроля результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);результаты учебных проектов;результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников. Необходимо принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу («пятибалльную»).Современная шкала оценивания построена по принципу «вычитания»: ищутся ошибки, чтобы понизить отметку.Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных? Комплексная оценка результатов- это общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты, которые фиксируются в таблицах образовательных результатов.Самое главное, что все оценки и отметки, помещаемые в таблицах нужны для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития. Какими должны быть границы применения системы оценки? При введении новой системы оценки образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки:Постепенное внедрение : от простого к сложному.Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться.Сокращение до минимума «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем.Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Какой опыт нам поможет? Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС. Правило 1. Что оцениваем?Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные. Правило 2. Кто оценивает?Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Правило 3. Сколько ставить отметок?По числу решённых задач. Правило 4. Где накапливать оценки и отметки?В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио») Правило 5. Когда ставить оценки?Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. Правило 6. По каким критериям оценивать?По признакам уровневой успешности:1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний). Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов) Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. Использованный материал:Д. Д. Данилов. «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» Презентацию подготовила Вакуленко Н.Н.