Статья на тему Формирование коммуникативной компетенции студентов колледжа на занятиях по английскому языку


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
М. И. АлейниковаГОБУ СПО ВО "Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж"
Успешное овладение иностранным языком, так же как и другими учебными предметами, возможно лишь при активной самостоятельной познавательной деятельности cтудентов. Согласно современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта целью обучения иностранным языкам является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции (Communicative language competence), т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка».
В своих работах Е.С. Полат отмечает, что основная идея развития коммуникативной компетенции заключается в том, чтобы «перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую свободного владения определенными языковыми средствами».
Большими возможностями для формирования у студентов таких коммуникативных навыков, которые можно использовать в реальных жизненных ситуациях, располагают активные методы обучения. Одним из эффективных активных методов обучения английскому языку является игра. Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер говорил: «... в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». Игры помогают обучающимся стать творческими личностями, повышают интерес студентов к уроку, позволяют сконцентрировать их внимание на главном, способствуют овладению коммуникативными навыками.
Анализ литературы по данному вопросу показывает, что игры способствуют выполнению следующих методических задач:
создание психологической готовности студентов к речевому общению;
обеспечение многократного повторения ими языкового материала;
тренировка студентов в выборе нужного речевого варианта [6].
Нами была разработана ролевая игра на тему: «Визит иностранца». Данную ролевую игру можно использовать при изучении разных страноведческих тем: «Праздники в Америке», «Достопримечательности Великобритании», «Национальные символы Шотландии» и т.д. Суть игры заключается в следующем: две роли – принимающая сторона и иностранный гость. Увидев иностранного гостя, необходимо с ним познакомиться и соответственно представиться самому. Фразы для знакомства разучиваются заранее, поэтому представляясь друг другу, участники должны активизировать ранее полученный лексический материал. Далее принимающая сторона начинает задавать вопросы житейского плана: "How was the flight?" (Как прошёл полёт?); "I hope you had a good flight?" (Я надеюсь вы хорошо долетели?); "Is it your first time in Moscow?" (Это ваш первый визит в Москву?); "What countries have you visited?" (В каких странах вы уже побывали?); "Do you enjoy travelling?" (Вы любите путешествовать?).
Таким образом, в процессе использования ролевой игры, на занятии создаётся доброжелательная, непринуждённая атмосфера, в результате чего даже самый робкий студент старается говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
Невозможно не согласиться с мнением Д.Г. Дзгоевой, учителем иностранного языка, что «…в ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх студенты овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы».
Использование презентаций на уроках английского языка — является также одним из эффективных методов обучения студентов на сегодняшний день.
По мнению педагогов, красочно оформленные презентации вызывают большой интерес в процессе обучения иностранным языкам. Применение презентаций на уроке позволяет реализовать принципы наглядности и доступности, создавать проблемные ситуации. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
- повысить мотивацию обучающихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала;
- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске.
Использование презентации на уроке повышает мотивацию студентов, так как вовлекает их в самостоятельный процесс обучения, в сотворчество с педагогом, что способствует формированию коммуникативной компетенции.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что урок становится ярким и интересным с применением активных методов обучения. Игры и презентации позволяют обычный стандартный урок сделать творческим, а также развить коммуникативную компетенцию студентов.